Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Про издевательство над Чайковским

Предыдущий пост сквозь годы
Чайковского мы любим не за это, но все-таки любим. Издеваться над его операми - нехорошо!
Режопера - зло и безобразие, в очередной раз скажу. Я был прав в оценке режиссуры, но напрасно принизил дирижера, а также перехвалил певицу Екатерину Щербаченко. Она красивая, но в данной постановке пела, мягко говоря, не идеально. Впрочем, удивительно, что при такой режиссуре еще кто-то был в состоянии петь!
Итак

Иоланта раком

25 января 2012 года


Опять не могу не "отрецензировать" оперу, которую посмотрел на канале Mezzo.
На сей раз "Иоланта" Чайковского, опера, совсем незнакомая западной публике. Загадка сия велика есть. Ведь эта небольшая опера - абсолютно интернациональна, общечеловечна, так сказать.
Но тем не менее на Западе хорошо известны гораздо более "национальные" оперы Чайковского и Мусоргского, в первую очередь Онегин и Борис Годунов, знают Пиковую даму, и даже Хованщину, их регулярно ставят, а вот с Иолантой знакомятся только теперь.

Спектакль театро Реаль из Мадрида. Режиссер Питер Селларс, типичный "вон из профессии" вместе с нашим Черняковым. Поиздевался над несчастной Иолантой он вдоволь. Именно - поиздевался: заставил петь то лежа, то враскоряку, то чуть ли не раком...
Прекрасная Екатерина Щербаченко всё выдержала и так трогательно спела свою партию, что я даже прослезился, я вообще "Иоланту" люблю очень, потому и не понимаю, зачем ее персонажей ставить раком, зачем Водемон должен чуть ли не совокупляться с прекрасной дамой прямо на сцене, причем в современном костюме и при полной условности всего - нет, например, никаких цветов, и бедняги-певцы вынуждены играть с "воображаемыми предметами". Впрочем, Селларс американец, а в Америке систему Станиславского довели до идиотизма, даже в оперу ее внедряют...

С другой стороны, спасибо даже шарлатану Селларсу (в ролике, который я выложил, можете посмотреть на это существо), что он познакомил хотя бы испанскую публику с гениальным последним оперным творением Петра Ильича.

Хотя зря он привлек целую бригаду из Большого театра во главе с посредственным дирижером Теодором Куренцисом, эпигоном Гергиева. С музыкой "Иоланты", далеко не самой трудной, он справился на троечку, на мой дилетантский взгляд, вернее - слух.
Катя Щербаченко прекрасна и чудесна. А вот остальные... Жиденький тенорок Павел Чернох, дубоватый бас Дмитрий Ульянов, без низов, проваливший арию короля Рене. Более-менее неплохой, правда, баритон Алексей Марков, впервые его слышу, ему бы бежать из могилы Большого, делать нормальную оперную карьеру. И другой баритон приличный, который пел врача Ибн-Хакию, да он с Ямайки, Уиллард Уайт, сам разберется со своим будущим, для него Большой театр - всего лишь занятная загогулина.

Короче говоря, впечатления опять противоречивые. И я, ей-богу, не понимаю: почему не ставить оперы по-людски? Зачем все эти дурацкие ужимки и прибамбасы? Как будто нынешние режиссеры решили в обязательном порядке всячески мешать слушать, мешать петь, мешать оркестрам и дирижерам исполнять музыку...
Tags: музыка, мутотень, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments