Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник 1978-79. Глава 10. Достоевский и Островский. Штудии

Девятая глава

Владимир Анисько и Майя Менглет в "Женитьбе Белугина"

Эти страницы я писал в городе Плёсе, где отдыхал в Доме творчества ВТО, поэтому в театр не ходил, а читал книги и смотрел телевизор. Но все равно старался всячески набить руку и писал, писал, писал...
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

29 июля 1978 года

Закружились бесы разны

"Бесы" Достоевского - гениально-пророческая книга, точнее, один момент в ней просто стукнул меня по голове - как Достоевский всё понял?!
Это разговор Ставрогина с Шатовым: вся организация Верховенского (Нечаева) - это Советский Союз. Убивать человека за то, что у него свои мысли, отличные от официальных. Шпионство, недоверие, агенты, слежка повсюду - и объявление неугодного человека шпионом - ах как это верно и современно! И неистовство, энтузиазм, "полупомешанность", искренняя вера в свою правоту. Как страшно и жутко!
И где мог увидеть, как мог угадать Федор Михайлович всё это?

10 августа

Девушка и сын купца

Молодая девушка из дворянской семьи, но бедная - выходит замуж за за сына богатого купца, влюбленного в нее безумно, для того, чтобы получить его деньги и спокойно проживать их с любовником, разъезжая за границей и обманывая доверчивого мужа. Такова ситуация пьесы Островского "Женитьба Белугина" и спектакля театра Станиславского.
Если брать спектакль, то интереснее рассматривать именно взаимоотношения этих героев - в силу драматургии и в силу того, что только эти три актерские работы представляют самостоятельную ценность.

Действующие лица и исполнители

Майя Менглет - Елена Васильевна - красивая, роскошная женщина, у нее есть и шарм, и хорошо поданная кокетливость и знание женской души. У нее нет лишь своей манеры игры - интонации постоянно напоминают то одну, то другую знаменитую актрису, да и не только интонации.
Сначала Елена Васильевна кажется чем-то вроде Лидочки Чебоксаровой. Но если та развращена до основания, то Елена Васильевна находится только под влиянием одного человека - Агишина, которого она почти любит, и с которым хочет обмануть мужа.
Но он, "развратив ей ум, не развратил душу" - и эта внутренняя чистота спасает Елену от позора, и она обращается к своему мужу.

Агишина играет В. Анисько, в своей строгой, сдержанной манере. Он дает образ в развитии - сначала Агишин кажется обаятельным человеком с внутренним благородством, но постепенно актер показывает его лишь самцом, мечтающим завладеть Еленой, но боящимся какого-либо решительного шага.
Центральной линией Анисько делает томно-чувственное влечение к женщине, и Елена, сама чуть не отдавшаяся ему, скоро видит, что это не любовь.
А любит ее только один человек, ее муж - Белугин. Работа В. Бочкарева - наиболее тонкая и глубокая в спектакле. Сначала он кажется забитым, робким купеческим сынком, неумным, не умеющим слово сказать и нерешительным. Но он оказывается умнее и благороднее других, в нем открывается истинное человеческое достоинство. Бочкарев в своем герое нашел и выразил Карандышевскую тему, так, как я ее понимаю.

Василий Бочкарев - Белугин

Пока еще не трагедия

Конечно, Агишин мельче Паратова, а Елена не трагична, как Лариса. Но, в отличие от большинства исследователей, я считаю, что Лариса виновата в трагедии Карандышева. Конечно, ее судьба тоже трагична, но их трагедии одна другой не уступают.
Трагедия человеческого достоинства, попранного всеми, даже женщиной, страстно любимой, и трагедия обманутой любви, попранной равнодушным фатом и расчетливым циником.

Этот конфликт в "Женитьбе Белугина" выведен в более чистом виде. Белугин оказывается лицом истинно страдательным, тогда как Елена еще не поднята на подлинно высокий уровень страстей.
Но через эту пьесу легче понять суть "Бесприданницы", так как здесь карандышевская драма без уравновешивающей ее драмы Ларисы.
В. Бочкарев очень верно и умно показывает страдания Белугина, когда тот, как истинно русский человек, перевертывает стол или хватает Агишина за ворот. Он говорит жене, что не ручается за себя, а ее любовнику, что перешибет ему ноги в ярости.
Эта буйная внутренняя сила, которая клокочет в Белугине, находит выход только несколько раз, в крайние моменты. И актер умело показывает ее, подготавливая к порывам гнева, глубоко схватив суть души Белугина.

Платформа для "Бесприданницы"

Эта же сила, только лишенная комического налета, есть у Карандышева, и она находит истинно трагический выход. Белугин не может этого сделать, так как Елена не изменила ему еще, и так как ее судьба отнюдь не трагична.
Все три актера последовательно идут к финалу и стараются раскрыть многомерность образов Островского, которые не были бы столь интересными, если б не служили чем-то вроде платформы для его величайшей драмы "Бесприданница".

Василий Бочкарев и Майя Менглет в "Женитьбе Белугина"


Мои дневники
Tags: литературное, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments