Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник 1978-79. Глава 3. Глазунов глазами неофита

Вторая глава
В этой части главное - "Налетай, торопись, покупай живопИсь". Вот как я воспринял в те далекие времена картины художника Ильи Глазунова, предварительно простояв два или три часа в очереди. Так было. Так я видел и воспринимал то, что видел.
И не объясняйте мне сейчас, спустя 40 лет, в чем и как я был неправ, это бессмысленно. Я был молод и глуп, мало что понимал в искусстве, вдобавок выдавал чудовищные стилистические ляпы. Знаю сам. И точка.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

26 июня 1978 года

Феодально-монархическая закваска

Илья Глазунов - один из наиболее интересных современных художников, имеющий совершенно свою манеру письма.
Во-первых, его основные картины сюжетны и несут определенную идейную нагрузку. Это относится и к его знаменитой "Мистерии ХХ века" (которая, конечно, выставлена не была) и к лучшему полотну - "Возвращению блудного сына", картине сложной, глубокой, многообразной. Ее смысл, идея - по-моему, возвращение современных людей от бездуховной материальной культуры в лоно духовности, религии, природы и т.д.

Глазунов очень любит древнюю Русь, ее героев, ее былины, ее образы. Он ее идеализирует. Прекрасные по ярким краскам, притягивающие по композиции, по игре цвета портреты князей, русских красавиц: в картинах использована инкрустация. Например, настоящий окровавленный нож над царевичем Димитрием. Интересно обращение художника к образам Бориса Годунова, Ивана Грозного и др.
Глазунов - изощренный, блестящий мастер живописи, технически его картины насыщены и бесспорны, безупречны (вот же бред какой написал!).
Я не знаю, искренне он верует или нет, но, по-моему, есть у него феодально-монархическая закваска. Потому что только при действительной любви можно с такой силой выразить старое прекрасное время, причем в особой выпуклой манере, так что время кажется во много раз прекраснее, чем было.

Удар по официозу

Говорят, Глазунов - официальный, придворный художник. Очень странно, так как его основные полотна крайне неофициозны, противоречат и художественным законам соцреализма, и идейной политике. Настолько они религиозно насыщенны, монархично-консервативны. Я не сторонник подобных взглядов. Я, вообще, далеко не славянофил, как Глазунов, но и это наносит удар по официальным идеям, и я это приветствую.

Удивительно владение цветом в небольшой, но сильной картине "Горбун". Голова горбуна написана на фоне зимнего окна, а окно соткано из переливов, отливов, теней, мы как бы видим зимний город за этим окном.
Очень выразительны несколько "Пророков" с потрясающими глазами (кстати, глаза у Глазунова всегда выписаны крайне тщательно, даже гиперболично, что дает особую силу потрясения), измученными лицами, один из них на фоне скал, другой на фоне плюющей в него толпы..

БАМ и халтура

Есть, правда, на выставке один зал, совсем не посещаемый публикой. Там вдоль стены - портреты строителей БАМа, бесполезная халтура. Но нельзя за это упрекать! (как многие делают). Он этими картинами выбил себе право на выставку, может быть. Я в этом все-таки больше уверен, несмотря на всякие о нем разговоры и сплетни.
Вот об этой картине Ильи Глазунова идет речь - "Возвращение блудного сына". В творчестве советского художника в 1978 году она выглядела весьма экстравагантно и даже вызывающе


27 июня

Зашифрованный Катаев

Также я прочел недавно книгу В. Катаева "Алмазный мой венец". Написана она в его раскованном, необычном, ассоциативном стиле. Воспоминания Катаева о поэтах-современниках крайне интересны и дают о них большое представление, хотя Катаев каждого зашифровал, не назвал подлинного имени, мама, да и я, расшифровали каждого. Книга ценная, умная, хорошая.
Но Катаев остается абсолютно правоверным, правительственным писателем. Он не оппозиционер, как Розов или Трифонов (вот ведь как странно я воспринимал писателей). Так что это сильно писателю мешает.

Якобы "правоверный" Валентин Катаев в молодости успел побывать белогвардейцем. Но вспоминать об этом не любил


Мои дневники
Tags: живопись, литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments