Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. Глава 6. Сталин и Гитлер слушают нас

Пятая глава

Иллюстрация одного из сюжетов того моего давнего дневника

С литературой закончили, теперь вновь возникает политическая тема. И тема театра, очень близкая мне в те годы.
Предупреждаю лишний раз: нелепо и смешно вступать в дискуссии со мной 22-летним! Ей-богу, нет в этом ни малейшего смысла.
Я сам знаю, что во многом был неправ, был молод и глуп, не понимал каких-то очевидных для меня нынешнего вещей. Ну и что? Я воспроизвожу документ в его подлинном виде.
Впрочем, и рассказывать мне, будто бы в СССР - в котором я жил до 31 года - было не так, как оно было на самом деле, тоже глупо и нелепо.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Итак, читайте дальше

На грани трагедии

22 декабря 1982 года

"Ретро" Галина - страшная пьеса, с комедией имеет мало общего - наверное, я займусь проблемами жанра или жанрового своеобразия современной советской драматургии 80-х годов. Можно ли официально ввести в заглавие "новую волну"? Что за волна такая? Или это название ненаучно? Не знаю.
А проблема героя или жанрового конфликта - очень неопределенно, ни к чему не обязывает. Впрочем, может, я так и хочу? Но нет - лучше конкретность, а жанр у них занятен, постоянные колебания на грани трагической пропасти и лихорадочные поиски комической стороны событий. Пессимистические комедии - я бы их так назвал. Но не звучит в идеологическом смысле. Есин с Деминым (завкафедрой марксистско-ленинской херни и ректор ГИТИСа на тот момент) упадут от такого названия, надо помяхше, полояльнее.

Враги-побратимы

Сталин и Гитлер - враги-побратимы. У них очень много общего - но более разумно действовал Гитлер. Он нехороший был человек, но в его планах порабощения чужих народов был определенный смысл и резон. В сталинских действиях - никакого (я был глубоко неправ). Он уничтожал собственный народ, своих подданных, какой в этом был резон - не вижу.
В действиях Гитлера вижу жестокость, бесчеловечность, рациональный замысел. В действиях Сталина - бессмысленность скорпиона, убивающего самого себя. Абсурдно уничтожил миллионы собственных граждан, разрушил сельское хозяйство, остановил всяческое развитие - и никакого разумного объяснения этому.
Нет, Гитлер не был маньяком, он был чудовищным, но умным человеком. А Сталин - сумасшедшим, хотя в каких-то вопросах заставлял себя уважать и порядок навёл - как в лагерной зоне. Но не к порядку он стремился, это вышло само по себе, а чего он хотел, о чем думал - никому не известно.

Не верю в рыложопых

Сейчас все ждут чего-то жесткого, но осмысленного от Андропова, рассказывают о нем сказки, надеются - глуп русский (российский вообще) человек, особенно русский интеллигент. Ему лишь бы трепаться свободно дали, а дело пусть делают Андропов с Федорчуком. А пока трепаться не дают, он недоволен - и жалок, ничтожен, полное говно. Вот что такое русский интеллигент!
Рабочий, крестьянин - ему лишь бы жрать сытно, он честен, а интеллигент с претензиями, а на поверку - дешевка. Исключения есть, но это исключения из всего нашего народа, надеющегося на толстый кнут Андропова.
Параллели - Александр I чем-то смахивал на Брежнева, такой же растапша, начинал разные дела, им управлял кто хотел, широк. диапазон - от Аракчеева до потворства декабристам. А Николай I явно похож на Андропова, но он хоть что-то делал, создал целую эпоху, малоприятную, но запомнился, а Андропов пока только речи вякает.
Возможно, что он просто такое же пустое место, как его предшественник, и ровным счетом ничего не сделает, а все эти замены - чисто личное сведение счетов. Не надо строить иллюзий - это главное. А мы их снова строим. А я - не верю в этих рыложопых.

Будни страны Советов

23 декабря

Очень злит пустословие в газетах и последних известиях и дюжие комплименты Андропову. Ничего не изменилось. Теперь уже его склоняют на все лады, а ему наверняка приятно. Уже одно это говорит о несостоятельности всех слухов.

24 декабря
Сегодня нагло врал на семинаре по Истмату, да еще сам вызывался - лишь бы отметили! Подло и гадко все мы себя ведем, изворачиваемся, врем, и не стыдно - т.к. все это ради нашей шкуры. А если б кто встал и честно сказал всю правду - сразу: дурак, сумасшедший! И полили бы грязью, и уничтожили бы или молча одобрили бы (уничтожение, как я понимаю), какая разница.
Мои друзья, сокурсницы вступают в партию - ради одной карьеры, а осуждать их я не могу, тоже вступил бы, если б предлагали, а не вступил бы - одно и то же. Как будто беспартийные меньше врут?!

Антиутопия с Galgenhumor`ом

Думал: почему Гитлер хотел завоевать Россию, повторял ошибки предшественников. Ему надо было сделать СССР союзником - и все было бы для него хорошо. Вдвоем со Сталиным они поделили бы мир и раздавили бы всех.
И тогда фашизм мы проходили бы в школе как самый прогрессивный строй, более всего похожий на социализм - последнее совершенно верно. Это всё пустое, передрались бы в конце концов, но Сталин вполне с удовольствием сотрудничал бы с Гитлером - перенимали бы друг у друга опыт в деле уничтожения людей. Германия экспортировала бы нам печи для крематориев, а мы бы ей - колючую проволоку и врагов народа - на мыло. Кстати, сами бы освоили мыловаренное дело из заключенных, большое упущение Сталина, что он сам не освоил.
М-да-с, веселый юмор. "Бухенвальд - великая стройка века, где перековываются несознательные элементы для создания светлого фашистско-коммунистического общества" - писала бы газета "Правда третьего рейха". Хихикс.

Развивающиеся страны - можно подумать, что СССР не норовит там сделать военные базы и проэкспортировать не революцию, так угодных нам правителей - руками КГБ, устранив неугодных. И всё это мне следовало бы сегодня сказать на семинаре, а я сидел и молчал. И никогда не скажу!

Усталый Эфрос

25 декабря

Был милый званый вечер: разглагольствования советско-русской интеллигенции с театральным уклоном...
Эфрос стремительно отстает от современного театра, уходит в эмпиреи классики, ставит классику ради классики, из новаторов превратился в академического режиссера, эстета, и перестал быть жгуче интересен, неожиданно оказался старомоден и в отрыве от новой драматургии, от нового театра. Это его кризис, трагическая ошибка, а может быть и беда.
Хотя он - на высоком профессиональном уровне, и даже оправдывает свои эстетские замашки низким уровнем культуры театра современности (а это чистая правда). Но такая оппозиция справа - бесплодна, она может быть сильна в литературе, в театре она признак кризиса, упадка. Когда мы говорим "живой классик" - это подразумевает, что он творчески мертв.
Странные рассуждения, читаю и удивляюсь, но что написано пером...

26 декабря

О Ю. Любимове тоже много говорили, что он кончился, и все такое. Но "Три сестры" - противоречивый, спорный спектакль, однако он по-молодому дерзок и полемичен. Это признак того, что Любимов творчески жив. И "Бор. Годунов", судя по откликам, не оставляет никого равнодушным. Любимову до сих пор присущ максимализм (и так было до самой его кончины в возрасте 97 лет!), не свойственный людям в 65 лет - это прекрасно! А Эфрос, увы, постарел и потерялся.

Юрий Любимов в телеспектакле Анатолия Эфроса "Всего несколько слов в честь господина де Мольера". В роли Мольера


Мои дневники
Tags: история, размышлизмы, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments