Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. Глава 5. Финиш литературного марафона

Четвертая глава

Продолжается разговор не столько о времени и о себе, сколько о литературе и о себе. От английской, американской и немецкой перехожу к французской, итальянской и так далее.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Смесь французского с французским

21 декабря 1982 года

"Песнь о Роланде" - помню, потрясала, но сейчас уже подзабыл. XVII век, да и до него - знаю мало, Раблэ читал, не до конца, не выдержал, надоело - моя беда, еще вернусь. Мольер, Расин, Корнель - не зная языка, их не оценить, это я давно понял.
Вольтер - философ. повести, потрясающе, а другие жанры опять же в переводе. Вообще со всеми поэтами так же. Мечтаю прочесть Ш. де Лакло (это исполнилось вскоре). Хотя прочел Прево - "Леско" - гениальная книга на века. Совсем не читал Руссо - худо (прочитал спустя 30 лет). Дидро - "Монахиню", ради клубнички, а философские штучки - побоку.

Далее - Дюма и Ко - дребедень, но сколько времени на них потратил!
Мериме - это сила, корифей новеллы. Виньи - мудрый автор, малоизвестен - зря. И гениальный Мюссе - самый крупный французский писатель XIX века - в драме и поэзии точно, по объему своему хотя бы. Но надо еще прочесть "Исповедь сына века" - без нее нельзя.
А потом - Флобер, его коснулся я слегка, и абсолютно неизвестные мне - Золя, Мопассан, Франс - это моя преступная, постыдная вина, не читать их (Мопассана потом перечитал). Хотя Франса читал, но можно сказать, что не читал. Дитём был.

Кто тут прогрессивный?

Врезка. Прогрессивный писатель - мне кажется, что любой хороший, порядочный писатель всегда является прогрессивным - в общечеловеческом смысле, а не советском. А если он становится на позиции античеловеческой идеологии - фашистской, советской, все равно - то он кончается как писатель.
Я плохо знаю писателей Третьего Райха, но на примере многих наших это можно легко заметить - вся литература сталинского времени была бездарна и бесцветна, т.к. все талантливое глушилось на корню. Сейчас меньше, но Софронов, Г. Марков и десятки их присных, даже фамилии которых противно писать - яркий пример антипрогрессивного и потому неталантливого творчества, потерявшего всякую ценность.

От декаданса до абсурда

Возвращаюсь. Фр. поэты-декаденты - я их плохо, очень плохо знаю - не знаю языка, и это главная причина. Пока все мои попытки изучить французский кончились полной неудачей (не могу сказать, что я потом изучил язык, но более-менее научился читать по-французски).
Потом - не читал Жарри (да он и не переведен), Аполлинера и еще многих. Совсем не читал Пруста - позоррр! Да, но где его достать- тоже загвоздка (намного позже и достал, и много читал).
Недавно прочел "Семью Тибо", хоть здесь что-то узнал. (Кстати, я скверно, наскоро в свое время прохлестал "Сагу о Форсайтах" - необходимо вернуться). Из ХХ века знаю лучше драматургов - Жироду - большая ценность! Ануя. А вот Роллан - белое пятно, которое необходимо заполнить. Потом - чуть-чуть Экзюпери, хоть я не преклоняюсь перед ним. И из последних - лучше других Камю, в романах, Сартра - в пьесах. Его жену С. де Бовуар недавно прочел, ее страшную и мудрую повесть-эссе о смерти ее матери ("Очень легкая смерть").
Ну и малость театра абсурда - Беккет, Ионеско - вот и всё. И ни одного крупного французского прозаика не читал - всяких Эме, Базена, Мориака, Моруа, Н. Саррот, Роб-Грийе - это модернисты, но и их надо знать. (Нет, на самом деле не надо!)
С французской литературой мне труднее всего, я ее плохо воспринимаю, лучше - наименее французских французов - Мериме хотя бы.

И разных прочих шведов

Из европейских литератур еще достойны внимания следующие.
Скандинавская - здесь я по 10 раз перечитывал Ибсена, читал Бьернсона (говно), Стриндберга, Хамсуна. Из ХХ века - ничего, может быть, зря, но не тянет. Всё наверняка вторично.
Итальянская - здесь поглубже, посерьезнее. Особенно велики итальянцы в ср/в и Рен - Данте, Петрарка, Бокаччо, многочисленные новеллы, Тассо, Ариосто, Маккиавелли. Все это я, кроме Ариосто, хоть слегка читал и знаю. А вот в более позднее время итальянская литература блекнет, лишь слегка блеснула в XVIII - Гоцци - Гольдони, и я ее не знаю.
Лишь в нашем веке Пиранделло сделал существенный вклад в мировую культуру, его пьесы я читал - много и всесторонне. А вот нынешних писателей совсем не знаю - Кальвино, Павезе, Шаша, Моравиа, да никого ей-богу. О поэзии нечего и говорить - язык!!!


Испанская - с ней так же, когда-то одна из лучших, Сервантес ("Дон Кихот" необходимо перечитать), Лопе, Тирсо, Кальдерон, всякие плутовские романы - потом низвелась до провинциальной, а провинциальных литератур я терпеть не могу! И потому испанцев не читал. И ничего у них не взял бы, хотя Силюнас со мной не согласился бы. Разве что поэзия - Лорка, Хименес, еще др. но снова - без языка нельзя.
А остальные народы ничего шибко значительного мировой литературе не дали. Ну, там, по мелочам, чехи - Гашек, Чапек. Поляки - но они больше в XIX веке, а сейчас жидковато. Венгры - я их не понимаю. Ну а югославы, румыны, болгары - полная чепуха, и чем больше их у нас переводят и печатают, тем меньше я хочу их читать.

Еще есть самобытные литературы. Восточная нам совсем чужда и непонятна. Индия - там я знаю лишь Нарайана, великолепного эссеиста и новеллиста. Образы, легкий стиль, психологические летучие штрихи, по-чеховски грустен и тонок. Но он пишет по-английски, и его юмор - английский (хотя индусы и возмутились бы), а потому он близок и понятен.
И наконец латиноамериканская. Но ее нельзя переоценивать. Два великих мастера - Маркес и Кортасар - мировой значимости, просто талантливый Варгас Льоса, ну еще, может быть, Карпентьер и Астуриас, которых я не знаю. А остальное - вторично по отношению к европейскому, да и к ведущим латиноамериканским мастерам, как Фуэнтес, а это невыносимо.
Ну вот и всё, еще можно заняться нашей родной (литературой), но это когда-нибудь потом.

Нарайан. Он же Rasipuram Krishnaswami Iyer Narayanaswami. Кришна с вами!


Мои дневники
Tags: литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments