Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. Глава 4. Читательский пир духа

Третья глава

Когда-то я умел рисовать, по крайней мере срисовывать. Это - из тех тетрадок, дневниковых.

Продолжу выкладывать полную версию своих дневников советской эпохи. Это мало кому интересно, но пусть будет, как своего рода "исторический документ".
Возможно, я кого-то разочарую, но в этой главе речь пойдет почти исключительно о литературе. Глава показывает широту (отнюдь не глубину) моих знаний и интересов. Честно говоря, читал бы только книги, и ничего другого бы не делал. Но невозможно!
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Тень тени

20 декабря 1982 года

Профессия театроведа - это абсурд, замкнутая "вещь в себе", бессмысленная кучка бездельников, тратящих время и деньги государства на занятия в свое удовольствие. Впрочем, мне плевать, что я не приношу никакой пользы обществу и занимаюсь не наукой, а так... - мне это нравится, а на остальное срал я!
То же и с диссертацией - нужно, не нужно, какое мне дело? Мне это интересно - и всё тут! А так мы все - жалкая тень тени, как по Платону - искусство. Никому не нужны, только самим себе - но существует и будем существовать, пока будет театр.

Умение читать книги

21 декабря

Из этого может показаться, будто я тягочусь профессией (правильно "тягощусь", но уж как написано) - отнюдь нет. Я просто констатирую факт ее бесполезности - и тем не менее хочу заниматься только ею.

Мне кажется, я хорошо умею читать книги (это не хвастовство, т.к. уметь читать - нехитрое дело). В любого автора я стараюсь проникнуть внутрь, подстроиться под него, не отбрасывать книгу сразу - мол, трудно, неинтересно, а постичь даже самое усложненное письмо, увидеть его резонность - и тогда открываются просто глубины - так я проникал в Фолкнера, Гессе, Т.Манна... Но иногда меня не хватает, не хватило на "Абессалом" Фолкнера - уж слишком. Но ругал я себя, а не автора.
Мечтаю прочесть все вершинные достижения мировой прозы ХХ века - романы Фолкнера, "Иосифа и его братьев", "Игру в бисер" - но где их найти, достать? Не сидеть же день за днем в читальном зале (а еще "Улисс", романы Кафки, Т. Вулфа, Дос Пасоса) (всё это я прочитал с тех пор, кроме Иосифа и его братьев, который стоит на полке и ждет своей очереди).
Кое-кого из Титанов я хорошо прочел, пора во второй раз - Маркеса, Кортасара, Хемингуэя (хотя не все согласятся со мной, что он титан).

От Чосера до наших дней

Лучше, глубже всего я знаю английскую литературу, начиная с Чосера - читал его даже в оригинале, что не просто. Хотя я начинаю понимать, что английским языком владею неважнецки - то ли начал забывать, то ли и знал плохо. Пассивный запас слов - большой, ничего не скажешь, а активный все уменьшается, да без практики и не может быть иначе, а практики не предвидится.
Неплохо знаю Елизаветинскую эру - вокруг Шекспира, хотя надо бы еще лучше изучить его современников, и тех, кого немного читал - Марлоу, Джонсона (блистательный поэт!), Уэбстера, Флетчера с Бомонтом. И тех, кого не читал - Лили, Грина, Кидда (правильно - Кида, с одним д), Чепмена, Форда и т.п. Это о драматургах. А поэзию знаю слабо - чуток Спенсера, лучше Донна, да и всё, пожалуй.

XVII век - не всех знаю. Милтона как следует, а драматургов конца века - слабо.
XVIII век - в последнее время глубже изучил, почитал романы Филдинга, Смоллетта, Голдсмита, понял особую прелесть этих романов, проник в их стиль. Особо выделил бы "Уэкфилдского священника" - умная, тонкая книга, и почти не сентиментальна. Но плохо знаю Стерна - жемчужину английской литературы, не читал "Тристрама Шенди" - позор! Мечтаю прочесть.(прочитал летом 1984 года, будучи на гастролях в Челябинске, о чем еще напишу в дневнике).
Дальше - лучше. Диккенс в больших количествах, но я к нему охладел. Теккерей - тоже знаю, "Ярмарку" внимательно читал, читал даже Мередита - умер со скуки. А вот Э. Гаскелл, Джордж Эллиот, Троллоп, Харди - это все предстоит.

Поэты и эпитеты

Не лучше обстоит и с английской поэзией XIX - разве что Байрона знаю, но не гениальных поэтов - Уордсворта, Колриджа, Шелли, Китса. Хотя читал, и в основном в оригинале, но мало, по верхам. А поэзии XVIII вообще не знаю - Поуп, Томсон, Грей, Чаттертон и снова Голдсмит - разносторонен до удивления. Поэты-прерафаэлиты - белое пятно. Суинберн - то же, а какой, чувствуется, великий поэт!
Лишь О. Уайлд мне известен хорошо, со всех сторон, романы (у Оскара Уайлда есть всего один роман), пьесы, стихи (порой гениальные), новеллы, чудесные сказки. Неподражаемый стилист, между прочим.
Начало ХХ века - здесь знаю Форстера, а он малоизвестен, хотя не великий писатель. Знаю Д.Х. Лоуренса - который с сексом, но он приятен, не более, хотя мастер большой. Ирландская струя - Джойс, в последнее время я его немного узнал, он мастер новеллы, пишет изумительно, но главных-то его вещей я не знаю, а их надо знать. Без них ХХ век неясен (в литературе). И еще Йитс - совсем не знаю, белое пятно.
Дальше - лучше всего прочел Моэма, но при всем уважении к нему, он не главный автор. Много читал И. Во - и разочаровался, надоел он мне. Хаксли - скука смертная, хотя и умно. Пристли - мелок, незначителен. Б. Шоу - особое дело, я много его читал, но пьесы 20-30-х годов - дикий маразм, в основном, бессмыслица. Т. Эллиот - мало знаю, наверное, хороший поэт, но надо прочесть. Есть еще Эзра Паунд, совсем не знаю, а надо (на самом деле, не надо).

И, наконец, послевоенное - много прочел, и еще больше осталось прочесть. Гр. Грин - слишком много читал, переборщил. Ч.П. Сноу что-то не увлекает, так себе. Очень сильны бабы - М. Спарк, блистательно, едко, мощно, да что там изощряться в эпитетах! Эпитеты - моя дурная черта, они только мешают выражать мысль, а я их пичкаю и пичкаю, идиот!
Есть еще интересные прозаики Фаулз, Голдинг - но их мне еще предстоит узнать, к чему есть все возможности.
Особое дело - драматургия. Вот бездонное богатство, даже глаза разбегаются: Осборн, Уэскер, Дилэни, Биэн, Пинтер, Бонд, Стоппард, Эйкберн, Мерсер, Р. Болт - что ни фамилия, то имя, пардон за каламбур. Еще Арден, Уайтинг, более старые - Кауард, Фрай, Реттиген и еще до черта. И всё это мне надо хорошо знать - есть некие таинственные связи с современной советской драматургией, в атмосфере, стиле, предмете изображения.

October Light и другие

Теперь - американская литература. Хоть началась недавно! XIX - ну, там По, Твен, Уитмен, этих я знаю, Твена не люблю. Потом О.Генри - мало знаю, есть предубеждение, а зря. Ну еще есть Мелвилл, Хоторн, Джеймс (я не говорю о всяких Куперах и Брет Гартах - это дребедень), Торо.
Ну, там - Д. Лондон, хотя его, такскать, перерос, он для более младшего возраста. А дальше - чудо!
Т. Вулф, Дос Пасос - их надо хорошо знать. Хемингуэй - ну его-то я пропахал насквозь, хотя и не до конца. Фолкнер - один из величайших. И всякие Льюисы, Синклеры, Драйзеры - это уже мелочишка, ну позже Стейнбек (хотя его я зауважал), Апдайк, занятный, "Кентавр" - ранний роман - шедевр, а дальше пишет все хуже и хуже. Ирв. Шоу - второсортный Хем, развлекатель.
Но Гарднер, ныне покойный - гигант! Его надо прочитывать по нескольку раз, настолько он философски значим. "October Light" - много планов, один в другом, переплетенные ассоциации, ключевые слова, как в поэзии, философски-мифологический подтекст, мощные характеры - незаурядно.
Я забыл еще Фитцджералда, не самый великий, но есть и в нем суть. И Шерв. Андерсон - гений короткого рассказа, можно сравнить лишь с Чеховым, Кэт. Мэнсфилд (сейчас ее читаю), Кортасаром, да еще немногими.
Еще ведь есть Сэлинджер и, наконец, драматурги - О`Нил, Уильямс, Миллер, Олби - коренники как один. Правда, молодых не знаю, но кто-то же есть. Америка дала бесконечно много миру - в смысле литературы.

Dichtung und Wahrheit

Немецкая - здесь у меня слабее с языком, хотя пассивный запас и имеет место, но всё же при чтении понимаю слабо. Очень люблю "Песню о Нибелунгах" - отсюда немецкая культура и идет. Но дальше мое знакомство лишь с XVIII века. XVII знаю мало, ни Ройтера, ни Гриммельсхаузена не читал, только немного стихи (этот пробел я давно ликвидировал, но мог этого и не делать). А в XVIII - Лессинг, Гёте, Шиллер - триада не неизвестная.
Кстати о Гёте - недавно проглотил на одном дыхании "Годы учения В. Майстера" и сам удивился, надо же - легко и интересно читать! "Вертер" помню тоже, также легко прочел, а это особое искусство - читать писателей той эпохи, это надо уметь.
XIX - Хоффман - любимый автор, но я читал и вокруг, Тика, Шамиссо, кое-что еще. Романтизм знаю неплохо, хотя можно углублять еще долго. А дальше читал всё больше поэтов и предпочтительно в оригинале - Хайне, само собой, Ленау, Уланд, тот же Шамиссо, недавно Хеббель, правда, ограничился его дневниками - поучительное чтение! Ну, "Уриэля" тяпнул ("Уриэль Акоста", драма Карла Гуцкова). Но, на мой взгляд, особой литературы в это время и не было, так что я немного потерял. Хотя, возможно, стоило и покопаться. Я забыл Кляйста - ну он занятен, и Бюхнера - здесь не могу обойтись без восклицательного знака!

(Я в американской литературе забыл Уайлдера - он важен, но суховат; М. Митчелл - ее эпохальный роман, теперь наконец-то переведенный; Сарояна - сладкая чушь, ну да Бог с ними)

Взлет и падение

Потом, в ХХ веке, расцвет немецкой культуры, неважно, австрийской ли, швейцарской - все едино.
В Австрии - Хоффмансталь, Рильке, Георге, С. Цвайг - великолепный мастер, люблю его во всех проявлениях - новеллах, романе, эссе. Шницлер - читал меньше, но он тоже ничего. И Кафка - величайший, главнейший. Страшный писатель - простой, не пугает, но кровь застывает, без него ХХ век немыслим. Но я и его читал мало, все больше новеллочки, а ведь у него есть 3 романа, н-да-с.
В Швейцарии - Музиль, темный для меня автор, но все же притягивает, как магнит.
И в самой Германии - Т. Манн - всех побил, всех затмил, с ним сравнить можно лишь Гессе (или вернее Хессе) - это два Эвереста, но разве высокопарность помогает прояснить смысл? 2 интеллектуальных центра эпохи - это ближе к делу. Х. Манн рядом с ними - пигмей, но и его можно зачесть и прочесть.

После войны таких гениев уже нет, есть крупные прозаики, Кёппен - триптих прямо архитектурный, Ленц - пожиже, но порой интересные краски, Андерш - гений миниатюры: цвет, звук, запах - все подробно и вместе с тем интеллектуальная острота, едва ли не лучший немецкоязычный писатель наших дней.
В ГДР послабее, лишь Штриттматтер, поэт и трагик, с интересными стилевыми находками. Да Бобровский - чудесный мастер мазка, Фолкнер в миниатюре, жаль - рано умер.
Еще, конечно, Фриш с Дюрренматтом, но им нет равных в драматургии, а в прозе Фриш все же вторичен, а Дюрренматта-прозаика не знаю (но фильм о Берлахе - просто дешевка).
Австрия что-то обмелела, пытался читать Ингеборг Бахман, тошно стало, не вторично, а аж четвертично, бабское плюс рукоделие.
А стихи - так я современную западную поэзию не понимаю, ритмизованная проза, любопытные образы, но надо опять-таки читать в оригинале, да и неинтересно.
Не забыть еще о драме - Брехта нельзя опустить. Борхерт - своеобразная пьеса. П. Вайс - занятно, хотя его документальная драма меня не трогает. Хохвельдер - очень среднего уровня, а остальных просто не знаю, мало и плохо читал.

И наконец, третья или четвертая литература - французская. Знаю слабее всего. Ибо с языком совсем плохо, поэтому поэзия - белая пятно, а проза - всё же недостаточно.

John Champlin Gardner Jr, автор романа October Light, один из самых интересных американских писателей. Погиб в автокатастрофе, как и главный герой его книги. Напророчил


Мои дневники
Tags: литературное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда зима еще была зимой

    А то опять осклизла и деградировала. Хочется верить, что снега и морозы вернутся. Это снято за городом. Опушка. Еще

  • Энрике Гранадос. Tonadillas en estilo antiguo

    Предыдущий повтор Тонадилья (испан. tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. от tonada - песня) - испан. муз. комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как…

  • Нет, не пора по пиву!

    Надо мне закончить с этими пивными этюдами! Тем более, что пиво пить мне теперь нельзя. По крайней мере, нежелательно

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments