Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Мой дневник советского времени. Глава 1. Ложь как норма жизни

От мемуаров перейду к своим дневникам. Выкладываю их повторно, то есть, нет, даже в третий раз.
Заранее предупреждаю, что чтение это не слишком интересное, как все молодые люди, я нередко изрекал наивные благоглупости, но не всегда. Впрочем, главное не это - а то, что в данном случае, в отличие от мемуаров, представлены непосредственные впечатления и реакции на действительность очевидца, жившего в позднем СССР. Спорить с ним - со мной 30-40-летней давности - бесполезно. А вот узнать кое-что можно, если есть мозги и желание. Это я к нынешней молодежи обращаюсь, к той ее части, которая еще не разучилась читать и думать.

Раньше я это называл "Дневник другого меня" - и лукавил. Никакого не другого. Того же самого, только моложе, наивнее, глупее, а в чем-то чище и лучше. Но уж какой был.
Выложу еще раз, целиком и полностью, без сокращений.

Эти дневники я вел в 80-е годы. От руки, то в школьных тетрадках в клеточку (вон она на фото), то в более толстых "общих тетрадях".

Писал строго и только для себя. Даже маме не показывал никогда. Писал о прочитанных книгах, о фильмах и спектаклях - это особенно полезно было, набивал руку, так как я тогда учился на театроведческом факультете ГИТИСа, потом в аспирантуре, потом служил в Театре советской армии, потом начинал работать в отделе литературы и искусства "Недели". Устраивал себе постоянную практику, тренировался. "Ни дня без строчки", так сказать, хотя паузы были иногда долгими.

Бывало, что я излагал и свои общие впечатления от советской действительности. Вот именно так я тогда и думал. Не кривил душой. Зачем? Я никогда не мнил себя талантом, и ничего для публикации не предназначал.
Восприятие сугубо субъективное, как у всех нормальных людей. Хотя задним числом эти записи опровергают многие мифы о жизни в СССР.

Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками

Вранье в научном соусе

17 декабря 1982 года

Кругом ложь. Каждое слово в газетах, по радио, по ТВ - ложь. Мы погрязли в ней. Умные, интеллигентные люди, не смущаясь, лгут народу с телеэкранов, пишут лживые статьи, лгут друг другу. С серьёзным видом говорят о том, чего нет, да и не может быть, и в природе не бывает.

60 лет СССР - дружба народов! все знают, что дружбы нет и быть не может. Одни народы необразованны, темны, другие - слишком развиты и привыкли к буржуазному строю (это я Прибалтику имею в виду), третьи без СССР не существовали бы - но не любят русских, не любят друг друга, любят и гордятся только собой. И вот - все делают хорошую мину и разглагольствуют о дружбе с трибун.

Государство мифов, мифических цифр, мифических успехов, мифических достижений; и полное отсутствие гласности (это слово я употребил за несколько лет до Горбачева), никто не знает правды целиком.
И все люди продолжают делать вид, что верят, даже в повседневном общении, ходят на бессмысленные субботники, "поднимают" сель.хоз. на всяких картошках. Пишут враньё, защищают враньё в научном соусе, доказывают, чье враньё лучше написано и где более умело скрыта правда. Честность - это преступление, да никто и не осмеливается на нее, это роскошь для семейных обедов и себе в карман.
Публично честного - я не знаю ни одного человека. И не узнаю. И сам врал, вру и буду врать, изучать классиков вранья, и разбивать, громить попытки не всегда сильно мудрых, но честных людей разоблачить наше вранье, возведенное в систему.

Кусок с растерзанного тела России

Прав был один из классиков (он не врал - потом каждое его слово сделали непогрешимым и правду превратили в ложь) что основа - экономика. Именно в экономике мы и видим провал нашего строя, его несостоятельность, и попытки его спасти жалкими полумерами.

Людям не хватает продуктов, с каждым годом всё страшнее - и все равно все голосуют, выступают, прославляют - чтобы урвать себе хоть кусок с растерзанного тела России (СССР я всегда называл Россией). Ради того, чтоб сытно жрать - можно врать. Но я не вправе осуждать. Сам такой, и все мы такие. Кучка других - обречена, да и их уже нет, им не уцелеть. Я верю им, но в них не верю.

Сегодня искал масло - в одних магазинах нет, в других есть солёное (говно), в третьих - дикая очередь. Ирвинг Стоун (американский писатель, посетивший СССР и давший интервью по телевизору), с барского взгляда, заявил в интервью, что очереди стали меньше, а продуктов больше. С чего он это знает? Ему и здесь, и там всего всегда хватало. Или вежливость, или переврали переводчики - обычная порция лжи, или врет уже Стоун, щедро накормленный и принятый (под контролем КГБ - даже за тем, как он справляет нужду - это он из вежливости не увидел?).

У нас даже правдолюбивые люди из-за рубежа начинают врать. В целях пропаганды? Как противно. Мы отучились от правды, никогда её не знали, да и не придется узнать - на наш век этой власти хватит (да и еще на пару тысяч - пока не сгниет, не рассыпется, как все великие империи) (вот тут я ошибся).

Список кораблейдраматургов

Трудная ситуация с диссертацией - я хочу одну тему, зав. каф. - другую, моей руководительнице наплевать (зав. кафедрой - это, если я не ошибаюсь, на тот момент Борис Николаевич Любимов, руководительница моя - Инна Натановна Соловьева, я всерьез думал писать диссертацию). Отстою или нет? Проблема современной советской драматургии меня волнует - в этих пьесах есть гран правды, хотя нет большого мастерства.
Хотя Галин - большой, выдающийся талант. Петрушевская создала особый мир со своими законами. Злотников - мастер грустной иронии. Ворфоломеев - мастер полукрасок, но притчу "Святой и грешный" вырубил тяжелым топором. Арро - играет ситуацией, и всё играет у него, всё обманчиво и тонко, хотя порой риторичен. Дударев создал философскую драму поразительного накала. Мережко житейски мудр, нежен и добр. Галин, повторюсь, лирик и комедиант сразу, умеет найти камертон и создать чистое звучание человеческого голоса. Славкин работает под Запад, не талантлив, но умен. Малягин иссяк, бледная тень Вампилова и т.д.

Но все в целом занятны, не просты, и таланты есть. Я не назвал, забыл - Коковкин - интеллигент и автор не очень сценичных, слегка литературных пьес, хотя и актер - парадокс! Не приспосабливается к театру, а желает, чтобы театр приспосабливался к нему, как будто не знает этого самого театра. Ремез - дерьмо с претензиями. Да и хватит, и так ясно. (где теперь все эти драматурги? Подавали надежды, да так и не стал ни один из них большим русским писателем, увы)
Оттенки, частицы правды есть у этих авторов, и в этом их сила и значимость. Потому я хочу этим заниматься. А другие, пускай сверхперспективные темы меня не интересуют. Хотя, возможно, я не отстою своих позиций, ну тогда всё трын-трава, жизнь потеряет и подобие смысла.

Армия - страшный двойник Сов. власти, ее детище, ее уродливый призрак. Как я пройду сквозь эту мясорубку? Не знаю.

Андропов как предчувствие

18 декабря

Лосев, Бахтин - так я их и не читал. Гордиться нечем. Но я этого не понимаю, производят впечатление мощи, но смысл надо выкапывать - не люблю. Это поэзия хороша, когда она усложненная, а мысль надо ясную. Или я слишком туп и необразован, хотя вон сколько учусь...
А может, озаглавить диссертацию так - неблагополучие и благополучность нашей жизни в современной драматургии?

Заменили мин. внут. дел (это сняли Щелокова)- и все думают, что будет лучше. Все почему-то рассчитывают на Андропова, на Алиева, а ни тот ни другой ничего не изменят.
Они создали себе репутацию борцов с коррупцией и тем довольны. Алиев у себя в Азербайджане, может, боролся, но, выйдя в более высокие сферы, почиет на лаврах. Не верю в этого восточного человека - пост получит и о коррупции забудет надолго. А Андропов - если так и не поступит, то все его шаги будут робкими и вряд ли что-то выйдет.

Юрий Владимирович Андропов, если кто забыл


Мои дневники
Tags: back to ussr, литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments