Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Об одном крупном писателе

Предыдущий пост сквозь годы
Умберто Эко. Тогда ему исполнилось 80 лет, в связи с чем я посчитал нужным немного о нем написать. Кстати, позднее я прочитал еще парочку его романов, и они не изменили мое мнение.
Два года назад он скончался. R.I.P
Ну а вот что было написано мною к его юбилею

Умберто Эко-80

5 января 2012 года

Мой любимый современный писатель. Не единственный, но один из очень немногих, про других сейчас не буду.

Самое любопытное, что Умберто Эко - строго говоря, не писатель. Он ученый, семиотик, культуролог, в какой-то мере философ. Просто в какой-то момент он решил, что ему удобнее и полезнее излагать свои научные взгляды даже не на историю, а на эстетику и историю и теорию культуры в литературно-художественной форме.
И получились даже бестселлеры, а на основе романа "Имя розы" был снят остросюжетный и почти приключенческий фильм.

Эко блистательно владеет родным итальянским языком (об этом можно судить даже при моем слабом знании la lingua italiana) и великолепный стилист. В то же время, при чтении его романов - а я читал четыре, то самое Имя Розы, Маятник Фуко, Остров накануне и Баудолино - хорошо видно, что они умело сконструированы, а не "выплеснуты" в приступе вдохновения.
Иначе говоря, романы Умберто Эко ни на минуту не выходят из-под жесткого контроля автора, как это случалось и случается в истории литературы (Пушкин: "Татьяна удрала со мной штуку, женилась" и так далее). Он выстраивает их вокруг определенной мысли, идеи, концепции и железобетонно гнет свою линию.
Эко - писатель жестко рациональный. Что не мешает сильному эмоциональному восприятию отдельных его романов. После "Маятника Фуко", который я читал в отпуске, в доме отдыха в Плесе, я почти неделю не мог прийти в себя. На самом деле, чаще всего мысль и логика действуют гораздо сильнее, чем истерические вопли...
"Имя Розы" тоже сильно потрясло, но не до такой степени. Остров и Баудолино я воспринял спокойнее, двух последних романов, к сожалению, не читал, но очень хочу.

Умберто Эко - рационалист и эстетический реалист (но не художественный, в том же Баудолино немало фантастики). На человечество, на историю и на культуру он смотрит не песси- и не оптимистически, а рационально и интеллектуально: каков мир есть, таков уж есть. Выводы, как правило, грустные, но тут уж ничего не поделаешь. Человек несовершенен лично и индивидуально, ну а уж любое сообщество людей несовершенно стократно, тысячекратно, миллионократно...

Ну и последнее. Эко не изменил мир, да и цели такой дурацкой перед собой не ставит. Но он сумел изменить современную литературу. С его легкой руки, хотя вряд ли по его желанию, вошел в моду интеллектуализм, хотя и в облегченной, "дэнбрауновской" форме, под сильной, пряной приправой из конспирологии...

Финал фильма "Имя розы"
Tags: литературное, отличное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment