Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Необязательные мемуары. Глава 1 - Как меня в евреи принимали

Предыдущая глава
Этот раздел называется просто - "За бугром". Грустные воспоминания о давно прошедшем и ушедшем. Начну, пожалуй, с самой весёлой главы.

Слева Михаил Романович Геллер, в центре я, справа бородатый упитанный иудей, о котором я расскажу ниже. Фотграфировала моя подруга

Сага с иллюстрациями

Дело было в Венеции, в одну из первых моих поездок. А Венеция, да будет вам известно - родина капитализма и республика (теперь город) завзятых торгашей. Там норовят срубить бабло на всём подряд. Почти во все церкви вход платный (такого я не замечал в других городах Италии), а там - электрические свечки: чтобы ее зажечь, надо не записочку подать, а монетку бросить.
В лохматые годы венецианцы и рабами с удовольствием торговали, особенно - славянами. На них у поганых исламских контрагентов был самый большой спрос. Впрочем, своими соотечественниками прижимистые венецианцы тоже не брезговали. Продажный, насквозь меркантильный народ.

При этом в Венеции всегда неплохо жилось евреям - не то что в других европейских государствах. Что даже странно - евреи ведь составляли конкуренцию местным торгашам. Но, видимо, те, при всей своей расчетливости, готовы были порадеть родственным душам. Вспомните хотя бы шекспировского "Венецианского купца", у которого был итальянский первоисточник. В каком еще средневеково-ренессансном государстве мог еврей привлечь к суду купца-христианина? В Венеции это было запросто.

Само слово "гетто" пошло из Венеции, так назывался квартал оружейников, где поселились торговцы - а кто ж еще? - иудейского племени. Там, в sestiere (районе, одной шестой части) Каннареджо имеются аж три гетто - Vecchio, то есть, древнее, Nuovo и Novissimo. Если же писать по правилам местной орфографии - Geto Novo.
Пришли в эти гетто и мы: мой коллега, фотограф "Мегаполис-Экспресса", в прошлой жизни хирург-пульманолог и маммолог Михаил Романович Геллер с женой, и я с подругой. Все мы - так или иначе, что называется, "с прожидью", но бесконечно далеки от еврейских, а тем более иудейских нравов и обычаев.

Но вид у нас был (и есть, можно увидеть на фото) достаточно семитический. Потому-то нас подстерёг упитанный сотрудник гетто с бородкой, который немедленно опознал соплеменников, и позвал в некое здание - хабад или как у них там это называется. Они произнесли именно этот слово, а не "синагога". Я запнулся на пороге, показав на мою непокрытую голову. Но мне и Мише тут же выдали по кипе.
Девушкам кипы не полагаются, и моя подруга зашипела: "Не бери, они заставят за неё заплатить!" Заподозрила евреев в корысти! Да я был совсем не против её купить. Хотя в результате кипа мне досталась бесплатно.

В помещении обнаружился еще один иудей, уже не упитанный, а худощавый и подтянутый. Оба аида неплохо говорили по-английски, и они тут же сообщили нам, что мы Jews. Миша возразил: But not religious jews! А у меня и вовсе крестик висел на шее вместе с иконкой Николая Угодника, мне их дала мама перед смертью, я их ношу всегда и буду носить до самой могилы.
Но иудеи замахали руками, мол, это неважно, мы вас сейчас в иудеев произведем!
Warum denn nicht? Решили попробовать. Правда, девушки решительно отказались.

Один из иудеев надел нам с Мишей на головы и на руки какие-то прибамбасы типа ремней и некий платок и попросил повторять за ним. Мы не сопротивлялись.
Жаль, не попросил я слова списать. Помню только первое: "Элохим". Потом было нечто вроде "Эрец Исроэль".
Мы с Мишей всё честно повторили. Упитанный иудей (раввин или не раввин, хрен его знает) был очень доволен. Худощавый тоже радостно улыбался. "Вот и хорошо, - заявили они в два голоса, - Двумя jews больше!"
На чем мы радостно распрощались и пошли дальше осматривать еврейские кварталы, в которых, насколько я помню, ничего интересного не было.

Уже потом, сильно позже, компетентные друзья-приятели рассказали мне, что обряд этот называется "тфилин" и так же называется платок или полотенце, которое нам набрасывали на головы. Сообщили также, что это какие-то иудейские обновленцы, которых не признает ни израильский раввинат, ни хасиды. Да и ради Бога. Копаться в их сектантских еврейских заморочках не было никакого желания.
Но должен признаться честно, что в какой-то момент, когда я повторял за бородатым иудеем непонятные еврейские слова, я что-то эдакое почувствовал, возникли некие смутные и неповторимые ощущения сопричастности к чему-то необычному, но очень важному. Всколыхнулись древние генетические инстинкты? Вряд ли. Скорее, это был обычный театральный эффект, который появляется при любом торжественном и несколько таинственном обряде. И неважно, принимают "в евреи", в масоны, в мормоны или еще в какой-нибудь орден или секту.

Данное приключение в венецианском гетто имело место в 2000 году. Потом я не раз туда заглядывал. Но почти каждый подъезд каждого дома в старом, новом и новейшем гетто чуть ли не ощеривался автоматчиками, кругом торчали карабинеры, похожие на бандитов (такова уж их особенность). После 11 сентября 2001 года все еврейские районы в Италии, да не только в Италии, были взяты под крутую охрану.
И никто нигде никогда меня больше не пытался "принять в евреи"

А теперь дискотекаиллюстрации.
Вот та самая кипа из Венеции. Я ее совсем недавно нашел, хотя думал, что она давно потерялась
Мойа кипа Моя кипа
Михаил Геллер под портретом какого-то видного иудея. Похож на любавичского реббе Шнеерсона. Не Миша, а портрет
Фото-евреи
Миша со вторым, худощавым иудеем, за которым мы повторяли загадочные еврейские слова
Фото-еврей

Фото-евреи-1
Ну а это аз многогрешный с упитанным иудеем. Мне наматывают на руку ремни
Фото-евреи-я

Необязательные мемуары
Tags: духовное, евреи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments