Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Про фильм, который я перехвалил

Предыдущий пост сквозь годы
Да, я все-таки слишком высоко оценил этот фильм. Хотя по-прежнему считаю его удачным, да чуть ли не самым удачным из всех работа Звягинцева, безусловного талантливого кинорежиссера, но все-таки я я его тогда перехвалили.
Однако оставлю как есть. Слово не воробей, не вырубить топором.
Итак

Фильм "Елена"

7 ноября 2011 года


Вот, наконец, настоящее большое (слово "великое" пока употреблять не буду, еще рано) кино про жизнь. И про смерть. Ну так смерть - это неизбежная часть жизни.
Прекрасно понимаю, что этот фильм может не нравиться. А такая жизнь разве может нравиться? Но у нас нет другой жизни для недовольных зрителей. В рамках жанра, выбранного Андреем Звягинцевым, ничего иного и быть не могло. Он же не рождественскую или какую иную сказку снимал, не мелодраму, не гламурный фантастический боевичог про всякие "дозоры" и не фейк-римейк типа... много чего, даже упоминать неинтересно.
Он снимал художественный фильм про нашу реальную жизнь. И потрясающим образом выдержал линию, не допустил ни капли фальши. Почти ни капли - драка подростков, где непонятно, кто кого бьет, пожалуй, была лишней. И без нее все ясно. Мог бы обойтись.
Честно скажу: я все время боялся каких-нибудь излишних драматических эффектов, какой-нибудь слезовыжимательной чрезмерности. Но боялся зря. Звягинцев как художник мужает, взрослеет.

Не всегда это было. Его первый фильм "Возвращение", хотя и производит очень сильное впечатление, но уже перегружен символами, и там он, так сказать, злоупотребляет таинственностью.
Второй фильм "Изгнание", который я не смог досмотреть, уж вовсе полон ложной многозначительности, причем не оригинальной, позаимствованной у Бергмана через Тарковского.
На третьем фильме Звягинцев созрел. Нарочитая как бы сухость, дотошная подробность, настоящая жесткость. Без катарсиса, да. Но это уже для другого жанра - для трагедии. Наша действительность слишком ничтожна, людишки измельчали, не дают оснований для столь сильных художественных средств.

Не знаю, как там с Оскаром, но "Елена" - однозначно лучший российский фильм последних лет. Из тех, что я видел, а видел я почти все, за исключением "Фауста" Сокурова.

И прекрасная музыка звучит в фильме. Вот она:

Филипп Гласс. Третья симфония. Третья и четвертая часть. Не все людишки измельчали. Есть еще гении, способные сочинять великую трагическую музыку...





Мое кино
Tags: кино, хорошее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments