Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Про странный "концептуальный" фильм

Предыдущий пост сквозь годы
Мы с Александром Сергеевичем можем только удивляться этому фильму, снятому по его трагедии "Борис Годунов".
Причем задумка была небезынтересной, да только из нее ничего по-настоящему интересного и серьезного не вышло. Получилась всего лишь очередная "фига в кармане". Хотя в наше время этот "жанр" потерял всякий смысл, никто и ничто не мешает аффтарам фильмов называть вещ\и своими именами.
Ну и в общем вот.

Борис Годунов и кровавая гебня

2 ноября 2011 года


Критик Виктор Матизен и режиссер Владимир Мирзоев (справа).
Посмотрел его фильм "Борис Годунов", в современных костюмах, с современными интерьерами и городскими пейзажами, танками, бокалами виски со льдом и так далее.
Не испытал ни уныния, ни восторга. Классикой в современных костюмах и декорациях меня не запугать, много такого видел, это уже стало банальностью, общим местом.
Работа крепкая, профессиональная, местами забавная (особенно Леонид Парфенов в роли дьяка Щелкалова), местами мрачная - ну это, как положено, "мальчики кровавые в глазах".

Главная беда фильма - не монтируется. Не только текст с картинкой, пиджаками, галстуками, иномарками, Москвой-Сити. Важнее, что текст не монтируется с большинством актеров, и неважно, как они одеты. Они или хорошо читают стихи, в том числе покойный Михаил Михайлович Козаков, изображающий Пимена, или не очень хорошо, как красотка Дитковските - Марина, так сказать, Мнишек.

Есть исключения. Леонид Громов - Шуйский, например. Прекрасно гляделся бы и в боярской шубе, ничего не убыло бы, но об этом потом. И Отрепьев - некто Мерзликин - вполне приличный, внешне, кстати, полностью соответствует пушкинскому образу.

Борис - Максим Суханов - не монтируется с большей частью произносимого им текста роли. Он мелок, одномерен, однозначен. Не царь - выдающийся государственный деятель, хотя и злодей, и страдалец, как у Пушкина. Заурядный пахан, даже не слишком лощеный.
Это концептуально, я понимаю. Порода политическая измельчала, у власти мелкие уголовники, брателлос, пацаны к успеху пришли. Но... Тогда, наверное, надо было порадикальнее обойтись с пушкинскими строками, безжалостно их обрезать. А Мирзоев их практически полностью сохранил.
Давать советы режиссерам - глупое дело. Но на одной концептуальности и актуальности не держится искусство. Слабые подпорки.

И общее соображение. Современность драмы не нуждается в костылях. Как и современность любого хорошего классического произведения. Был, помнится, телеспектакль Эфроса, он был сильнее, глубже, актуальнее без всякого натужного внешнего осовременивания. От того телеспектакля осталась Ольга Яковлева, в этом фильме она играет ма-а-асенькую роль, и, похоже, она одна знает, как произносить драматические стихи Пушкина. Хотя сцену, где она появляется, Александр Сергеевич оставил в черновиках.

Кстати, похожую ошибку совершил недавно Карен Шахназаров, когда перенес в наши дни чеховскую "Палату №6". Но там результат был уж вовсе убогий и унылый. У Мирзоева получилось лучше. Пусть шествует его фильм по кинотеатрам назло "кровавой гебне".
Но только вряд ли ему суждены прокатные лавры. Зритель предпочитает всякую хрень типа... Да неохота и лень перечислять











Мое кино
Tags: кино, куриозы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments