Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Про замечательного русского художника

Предыдущие посты сквозь годы
Тут мне прибавить нечего. Всё написано. Вот только не показано, но каждый желающий может легко ознакомиться с творчеством Николая Ге.
Я же пока ограничусь текстом.
Итак

Ге? А мне нравится

29 октября 2011 года

Из старой серии анекдотов о Брежневе и искусстве.

А ведь потрясающий русский художник. Гениальный! Не скажу, что я его не знал, но оценивать художника по тем огрызкам, ошметкам, которые выставлены в Третьяковке или Русском музее, в принципе невозможно.
Даже самые известные полотна Николая Ге - "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (точное название) или "Что есть истина?" - совсем-совсем иначе смотрятся в общем контексте творчества и наследия художника.

Рассказывать о живописи, описывать картины - дело бессмысленное. Просто одно дело - смотреть на одну-две работы, и совсем другое - когда на тебя, вернее на меня обрушивается, словно мраморные глыбы, которые любил изображать Николай Ге в своих итальянских пейзажах, весь художник целиком, во всей его сложности и разнообразии.
Кстати, итальянские пейзажи, да и украинские - чудесные. Вид Флоренции - это маленький шедевр. Жаль, что я не мог некоторые из них сфотографировать (в книжечке, которую я приобрел, их почти нет), но никакие фотографии, репродукции, копии все равно не передадут их прелести.
В меньшем восторге я от исторических полотен Ге, блестяще мизансценированных, несколько театрализованных, причем вкус к такой театральнообразной постановочности возник у художника с молодости, с первых, еще ученических работ. Мне так кажется по итогам выставки.

Безусловно велик Николай Ге - портретист. Тут ни убавить, ни прибавить.
Но особенно поразительный, удивительный, да еще с десяток эпитетов можно употребить, "Страстной цикл", или евангельский.
Я бы включил в него не только позднюю серию, итоговую и предсмертную, но и более ранние картины: "Вестники Воскресения", где поражает оливковый цвет горного склона (такой оттенок можно было подсмотреть только в Италии), или "Христос в Гефсиманском саду".
Эти картины не укладываются в прокрустово ложе "передвижничества" или "реализма", да и не вмещаются ни в какие измы. Они необыкновенно глубоки (в отличие от исторических иллюстраций), да просто необычны - по краскам, композиции, тональности. Их надо - и хочется - рассматривать долго и с разных ракурсов.
Трудно все это объяснить. Тут уж лучше смотреть и чувствовать. Или не чувствовать. Кому как...

Философско-религиозную сторону евангельского цикла я обсуждать не готов. Перегружая живопись смыслами, ее запросто можно разрушить.
Именно этот цикл, серия этих картин помогают понять причины тесного союза и дружбы Николая Ге с Львом Толстым. А уж укладываются ли их воззрения в догму и канон - не имеет никакого значения.

О недостатках. Безобразное освещение! Я не специалист в этой сфере, но выставку, по идее, готовили специалисты. И они умудрились так повесить крупные полотна, что их невозможно нормально целиком рассмотреть почти ниоткуда, какая-то часть картины или проваливается в тень или подло бликует. Иногда я с трудом находил точку, с которой можно воспринять всю композицию, однако далеко не всегда.
Уж не знаю, почему так получилось...

Сам Николай Николаевич Ге к этим заморочкам отношения не имеет, причисляю его к личному "синклиту" любимых художников.
Собственно говоря, только такие масштабные выставки и дают возможность понять, кто есть кто в истории искусства
Tags: гениальное, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments