Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Пост сквозь годы. Еще про литературу и извращения

Предыдущий пост сквозь годы
Марсель Пруст, которого я тогда читал много и подробно, оставил глубокое впечатление, но пока я не хочу к нему возвращаться. Хотя есть уже новый перевод Елены Баевской, судя по всему более удачный.
Но вот еще одна запись, посвященная гениальному писателю, которого мы тоже любим не за это.
Итак

Пруст

10 ноября 2010 года

Прочитал три романа Пруста, три части цикла À la recherche du temps perdu (по-русски, в оригинале я бы столько не одолел) - Под сенью девушек, У Германтов и Содом и Гоморра.
Временно отложил, переключился на Жан-Поль Рихтера (о нем отдельно как-нибудь пару слов скажу), потому что слегка утомился. Любой гений, всё самое лучшее и потрясающее утомляет в слишком больших количествах.

Что любопытно.
Да, это психологическая проза, тончайшие оттенки переживаний и чувствований, интуитивизм Бергсона в литературной обработке и так далее. Не буду распространяться на эту тему, я не литературовед.
Но - это и картина жизни Франции в 90-е годы XIX века. реалистическая, порой сатирическая, полновесная, отражающая все нюансы, политические в том числе. И центр этой картины, даже я бы сказал - эпицентр занимает дело Дрейфуса.
Сейчас его иногда сравнивают с делом Ходорковского. Но какие тут могут быть сравнения...
Ходор интересует очень немногих в России, и все они толкутся в Интернете.
Дело Дрейфуса раскололо ВСЁ общество Франции, сверху донизу, антидрейфусары и дрейфусары прерывали всяческие отношения, переставали здороваться, вызывали друг друга на дуэли, линия разрыва часто проходила через семьи... Это была прямо-таки холодная гражданская война.
У Пруста это хорошо показано. Его главный лирический герой Дрейфусу сочувствует, конечно, но предпочитает не афишировать свои взгляды, старается оставаться наблюдателем.

Название Содом и Гоморра - вполне соотсветствует содержанию. Интересно, что Пруст, который сам вроде бы был нетрадиционной ориентации (так пишут в справочниках) выставляет порок педерастии в самом невыгодном свете. Де Шарлю, аристократ из древнего рода и педрила, обрисован ядовитыми красками, он омерзителен, он несет гибель и разрушение всем и всему, к чему прикасается. Он собой воплощает порок, несущий гниение и разложение "высшему свету", всем этим Германтам и прочим герцогам-принцам-маркизам...
И подозрения в лесбийском пороке, который чует в своей возлюбленной Альбертине главный герой, тоже частично лишает прелести этот чудесный женский образ.
Я прочитал, что это очень не нравилось Андре Жиду, известному гомосексуалисту. Думаю, что в сегодняшнем опедрилившемся толерантном западном обществе этот тренд тоже не популярен.

Однако Пруст оказался пророком и в этом отношении. Чувствовал, откуда идет пагуба и напасти. И замечательно умел описывать мельчайшие нюансы нормальной естественной любви - между мужчиной и женщиной
Tags: литературное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мой ретро-фотовернисаж. Еще нашей пожухлой экзотики

    Предыдущие фотографии Той самой экзотики городской жизни, которой посвящена предыдущая подборка. Вот еще Опустевшее подземелье Москвы 14 марта…

  • Юбилей оборзевшего барина - 2

    Предыдущая видеореплика Пять лет назад я уже поздравлял Никиту Сергеевича Михалкова с 70-летием. Теперь повторю поздравление, но с некоторыми…

  • Манфред Мэнн - 80

    Manfred Mann, настоящее имя Michael Sepse Lubowitz. Южноафриканский и британский клавишник, аранжировщик и композитор. Музыкант то есть. Всякие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments