Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Хайль Штирлиц!


Ровно пять лет назад забавная вышла у меня заметка.

Мединский хочет поставить памятник Штирлицу

Любимый актер или памятник неизвестному нацисту?

Министр культуры Владимир Мединский выступил с плодотворной дебютной идеей: поставить в Москве памятник народному артисту СССР Вячеславу Тихонову в образе Исаева-Штирлица. Этот проект министр обсудил с семьей покойного актера. Дочь Тихонова Анна дала предварительное согласие на установку такого памятника.
Дальше

Казалось бы, тут нет предмета для дискуссии. Любимый народом артист, безусловно, заслуживает памятника, и не только на могиле, но и в городе, в котором он жил. Главная роль в фильме «Семнадцать мгновений весны» – одна из лучших, очень популярных. Однако при этом не был учтен один пикантный нюанс.
Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова, как правило, одет в форму штандартенфюрера СС. В некоторых эпизодах он, правда, появляется в штатском, но тогда пропадает главная «фишка» - узнаваемость. Именно по вражескому мундиру миллионы телезрителей немедленно узнают актера и его героя, советского разведчика Максима Максимовича Исаева.

Между тем, как известно, в России действует запрет на публичную демонстрацию нацистской символики. А представить себе без нее мундир офицера СС невозможно. Есть там и нарукавная повязка со свастикой, и классическая «мертвая голова» на фуражке, и партийный значок гитлеровской партии НСДАП с руническими знаками, и много чего еще.
Да, конечно, можно обойтись без свастики, но все равно придется воспроизводить форму штандартенфюрера Штирлица. И даже если это не приведет к нарушению закона, то такой проект представляется весьма сомнительным в эстетическом и нравственном смысле.

Так считают и самые разные эксперты, опрошенные информагентством. Ни один из них не высказал одобрения идее Мединского, при том, что все любят и чтут память Вячеслава Тихонова и очень хорошо относятся к великому фильму Татьяны Лиозновой. Но тут речь идет уже совсем о другом.
С весьма креативной идеей выступил, например, режиссер театра и кино Владимир Мирзоев. «Памятник - это произведение искусства, и надо искать нетривиальные, нестандартные ходы, - сказал он. – Например, так поступил скульптор Эрнст Неизвестный, когда поставил на могиле Никиты Сергеевича Хрущева двуцветную фигуру – наполовину из белого, наполовину из черного мрамора»
«Вот и Тихонову можно посвятить памятник, в котором он был бы наполовину одет в форму офицера НКВД, каковым был его герой на самом деле, а наполовину – штандартенфюрера, под прикрытием какового звания он работал», – предлагает Мирзоев.

Намного жестче отреагировал на идею памятника Штирлицу писатель и криминолог Данил Корецкий. «Я очень люблю актера Тихонова и сам фильм, но подобное предложения меня возмущает»,- заявил литератор. И продолжил свою мысль: «Нельзя в Москве, да и в других наших городах ставить памятник человеку в эсэсовской форме. К сожалению, уже сегодня молодежь не знает в лицо народного артиста СССР, да и фильм про семнадцать мгновений весны уходит в прошлое. Через несколько лет никто и не поймет, кому поставлен памятник, а вот на всякие нацистские атрибуты и побрякушки непременно обратят внимание».

Примерно так же расценил проект памятника штандартенфюреру и Михаил Виноградов, психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, создатель и руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях.
«Как можно ставить памятник роли или актеру в роли? – удивился он. – Я понимаю, когда увековечивают литературного персонажа, но тут – совсем другое дело». «Не получится, и никто не будет воспринимать фигуру на памятнике как народного артиста, а только как нацистского офицера», – убежден психиатр.
Виноградов предположил, что Мединский ошибся потому, что смотрит и на Тихонова, и на Штирлица, и на всю идею глазами человека своего поколения. Однако поколение это уходит, а следующие поколения уже будут совсем иначе относиться к монументу, на котором изображен некто в столь специфическом мундире.

Конечно, не приходится всерьез говорить о «пропаганде нацизма», но пользы от памятника эсэсовцу – пусть даже и переодевшемуся в эсэсовскую форму положительному советскому разведчику – никакой не будет.
Между прочим, многие эксперты говорят, что после выхода на телеэкраны фильма «Семнадцать мгновений весны» многие дети-школьники сильно увлеклись нацистской формой, которая казалась некоторым из них довольно красивой (у автора этих строк были такие одноклассники в 70-е годы ХХ века). Но дети, хоть и играли в эсэсовцев, ни на секунду не забывали, что Штирлиц только одет во вражескую форму, как в чужую, что он – свой, родной, «хороший».
Однако есть большая разница между воздействием обстоятельного многосерийного фильма – и городского памятника, который не объяснить, не прокомментировать и не вызывает рефлексии. Тем более, если молодые люди не будут знать популярного в прошлом актера в лицо. Для большинства наших молодых сограждан – а с каждым годом их число будет расти – это будет памятник неизвестному нацисту. А такой монумент нам не нужен.
Tags: дурь, мутотень, юмор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments