Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Джон Адамс. Никсон в Китае

Предыдущий повтор

Этот пост я готовил и выкладывал к 100-летию со дня рождения американского президента Ричарда Никсона, незаурядного политика (не то что нынешние недоумки!), несмотря на Уотергейт.
Я тогда думал: как эту дату можно отметить? И сообразил, что возможен такой вот нетривиальный вариант.

Есть такой современный американский композитор Джон Кулидж Адамс, человек, безусловно, очень талантливый.
А у него есть опера Nixon in China, то бишь "Никсон в Китае".

Странное, необычное, своеобразное произведение. Я современную оперу не то что бы не признаю, просто считаю, что это или совсем другой жанр и вид музыкального искусства, или полный эпигонский анахронизм.

Но тут иной случай. Насколько смелым и неожиданным был дипломатический маневр, предпринятый Киссинджером и Никсоном (именно в такой последовательности), настолько же смелым оказался композитор в выборе сюжета. Это очень интересно.
Инджой или не инджой, не берусь судить. Но поехали

Визит Никсона и Кисинджера в Китай в 1972 был историческим событием огромного значения, во многом определившим мировое развитие на следующие десятилетия, вплоть до наших дней и на много лет вперед. Сюжет, безусловно, достойный оперного композитора, его одобрил бы и Верди, и многие дргие.
В то же время жанр политической или квазидокументальной оперы - не вполне обычный. Зато органичный для культуры США.
Сама же эта опера перевернула и разрушила все мои предубеждения против современной оперы. Оказывается, она возможна, и имеет право на существование. Музыка как таковая, музыкальная драматургия, музыкальные характеристики персонажей - всё это сделает любому оперному композитору.
Ну а разбираться в тонкостях, как называется этот стиль, минимализм или еще какой-то изм, я не буду, пусть этим занимаются музыковеды, которые, словно натуралисты, насаживают на иголки и "заспиртовывают" свои жертвы.
Я, конечно, слышу в музыке Адамса разные влияния - и Вагнера, и Стравинского, и Пуччини из "Турандот" (стилизация под китайское в европейском понимании), но это совершенно самостоятельное произведение большого мастера.
Много чего еще хотелось бы мне сказать про эту замечательную оперу, но впечатления должны отстояться.

Первая сцена. фрагмент


Ария Патрисии Никсон
Кэролайн Пейдж


Третий акт.
Там в начале Уильям Кронкайт произносит банальности, можно потерпеть
Это уже немного другой спектакль, состав такой:
Richard Nixon - James Maddalena
Pat Nixon - Carolann Page
Chou En-lai - Sanford Slvan
Mao Tse-tung - John Duykers
Henry Kissinger- Thomas Hammons
Chiang Ch'ing - Trudy Ellen Craney
Дирижер - Джон ДеМэйн








Ария "Я жена Мао Цзедуна"
Суми Йо

Кэтлин Ким


Фрагменты





По частям оперу можно всю послушать. Кто захочет - сделает это, а я не буду тут всё выкладывать

Легкая музыка
Мгновения классики
Tags: музыка, отличное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Der Name der Rose. Имя розы

    Режиссер Жан-Жак Анно. По роману Умберто Эко, который я читал и перечитывал, и очень люблю. Фильм я видел фрагментарно, и мне казалось, что он…

  • The Lady Eve. Леди Ева

    Режиссер Престон Стерджес. Комедия 1941 года. Комедия характеров, хотя иногда и комедия положений, и эти эпизоды самые смешные, хотя и в целом…

  • Мои литературные этюды

    Сугубо технический пост. Просто так, исключительно для себя. Список там Михайло Ломоносов Петр Вяземский Иван Бунин Гайто Газданов Леонид…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment