Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Про Никитино Предстояние

Предыдущий пост сквозь годы
Как-то я чересчур серьезно отнесся к фильму Никиты Михалкова под названием "Предстояние". Что-то даже хорошее в нем находил. Понятно, что ни один художник не может полностью утратить мастерство, если оно было, а у Никимты оно было безусловно. Что-то остается. И в "Предстоянии" не всё было безнадежно плохо. Окончательный кирдык пришел потом, в следующих картинах.
Но что долго рассуждать. Читайте

Утомленные солнцем-2

17 июля 2010 года


Посмотрел "Утомленных солнцем-2", оно же Предстояние. Да, с опозданием, но я часто так делаю. Смотрел в Интернете, в несколько приемов, утомился.
Теперь по существу.

Проблемы исторической достоверности меня не интересуют. Когда появились штрафбаты, как одевались советские зэки, какие пуговицы и пряжки носили красноармейцы - наплевать. Это кино. Художественный фильм. И если кино хорошее, то всё прочее не имеет значения.
А вот хорошее ли это кино? Сложный вопрос. Однозначного ответа у меня нет. Фильм разваливается на эпизоды, некоторые из них странные, чтобы не сказать идиотские; другие - очень сильные, до дрожи по коже. Рука мастера никуда не девалась, хотя время от времени дает сбой.

Надо уметь отделять отношение к личности кинорежиссера от отношения к его фильму. Многие либерально настроенные зрители этого сделать не смогли, и я не могу понять их негодования. По мысли, по идее - их фильм должен устраивать.
А вот сталинистов и профессиональных патриотов он должен возмущать. Никита всех обманул. Эдакий хитрый оборотень

Полные неувязки с жанром. Это не эпопея, никакой не "великий фильм о великой войне", это в какой-то мере сказка-притча, но с элементами сатирического боевика в стиле Тарантино. А в некоторых эпизодах понять, уловить жанр невозможно.

Главная идея фильма - нашествие немцев как возмездие за то, что советские люди Бога забыли. Какой-то крупный батюшка, чуть ли не патриарх, нечто в этом роде говорил, Никита его нехитрую мысль проиллюстрировал.
Идея эта подается чрезвычайно навязчиво, через прямолинейную символику, будто вырубленную топором. Причем - каменным топором. Раньше Н. Михалков умел работать тоньше. А тут - авиабомба падает на церковь, но зависает в люстре, чтобы люди успели уйти, лик проступает сквозь руины и многое в том же духе.
Столь же топорна, примитивна, даже туповата и антисталинская символика. Например, после того, как Надежда чудом выбирается на берег при помощи плавучей мины (sic!), эта мина топит пароход, на котором перевозится советская культовая утварь, раздается взрыв, и прямо возле Нади с неба падает бюст вождя.

О хорошем. Наконец-то видно, что Олег Меньшиков - хороший актер, а не памятник себе, каковым он выступает в сериалах последних лет.
Потрясающий Евгений Миронов. И весь эпизод, в котором он участвует - по-настоящему сильный и самый удачный в фильме.
Кремлевские курсанты бок о бок с "бесславными ублюдками" из штрафбата обороняют, видимо, Москву (зима 1941 года) и гибнут под немецкими танками.
Конечно, это антиисторично. Да и черт с ним. Ради одного этого эпизода стоит помучиться и посмотреть фильм.
Очень верно и трагично показано начало войны: повальное бегство, паника, безнадёга, ощущение конца света и вспышки отчаянного героизма. Причем это именно ощущение, настроение, тут Никита вдруг становится тонок, как бы откладывает топор и на время превращается в художника.
Эта глубинная правда заслоняет все исторические неточности и несообразности.

А больше мне нечего похвалить. Все прочие военные эпизоды, как минимум, вызывают недоумение. Очень странно изображены немцы. Они, конечно, зверствуют, но как-то нехотя и всегда в отместку. Вроде тех летчиков, один из которых решил посрать на пароход с раненными и эвакуированными мирными зрителями. Некий ухарь стреляет срущему немцу в жопу, и лишь в ответ на это летчики бомбят и топят пароход.
А Надя, как все знают, спасается, зацепившись за мину, вместе с батюшкой в исполнении Гармаша, который там, на мине, производит над Надей обряд крещения. Эпизод очень чудной, даже бредовый, эдакая судорога сюрреализма.
Как и финальный эпизод под условным названием "Покажи сиськи". Тут Никиту черт знает куда занесло.
У режиссеров вроде Тарантино подобный макаронический стиль получается естественным, у Михалкова - натужным. Фантазия богатая, но нездоровая...

Вот такой противоречивый фильм. Собственно, я именно этого и ожидал. Написал сходу, по первым впечатлениям, получилось растрепанно, смутно и нечетко. Надо еще подумать. Ибо я не понял главного: зачем Михалков это снял? Что он хотел этим сказать?
Tags: Микита, фильмы-1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анатолий Орфенов

    Предыдущий повтор Анатолий Иванович Орфёнов (17 [30] октября 1908, село Сушки, Рязанская губерния — 6 марта 1987, Москва). Был такой замечательный…

  • Эстетика городской стоматологии

    Зубная эстетика. Дорогое удовольствие, как я понимаю

  • Иван Алексеевич Бунин - 150

    Недавно был другой писательский, литературный юбилей - 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна. Там мне нечего было написать, так как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments