Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Про Иона Унгуряну. Запоздалое


Оказывается, год назад, 28 января 2017-го, скончался Ион Спиридонович Унгуряну. Каким-то непонятным образом я это тогда пропустил, узнал вот теперь, с опозданием. Думаю, что надо немного о нем написать.
Интересный был человек, яркий, выделяющийся из общей массы. Я его знал, когда он был режиссером в Центральном театре Советской армии, причем мы познакомились еще до того, как я туда попал в "команду актеров-военнослужащших". Даже брал у него интервью - по поводу его спектакля "Молва" по пьесе Афанасия Салынского, для журнальчика "Театральная Москва", состоящего по большей части из афиши и программок театров, но тоже СМИ, как ни крути.
Унгуряну жил тогда в гостинице Будапешт, что На петровских линиях. Там мы и побеседовали. Он был экспрессивно-вальяжен, я бы сказал - несколько преувеличенно аффективен. Своими манерами напоминал скорее актера, а не режиссера (впрочем, Унгуряну был и актером тоже, снимался в фильмах, да иногда приходилось и на сцену выходить). Молдавский темперамент!
В конце 70-х и в 80-е годы я видел, наверное, все его спектакли, а потом в некоторых участвовал в массовке, В том числе и в вышеупомянутой "Молве". Они не все были равноценными, выделялась, пожалуй, "Святая святых" по Иону Друце, да и то больше за счет гениального Николая Пастухова в главной роли. Но все постановки Унгуряну были профессиональны и в них было чувство стиля.
А больше всего мне тогда понравился спектакль,поставленныйим не в ЦАТСА (редкий случай), а в "Доктор Стокман" Ибсена в Современнике. В те поры я подробно разобрал постанвку в своем дневнике (см. приложение)

Хотя я много раз выходил в массовке в постановках Унгуряну, и в Молве, и в "Последнем свидании", и в "Святой свяитых", и в "Обретении истины", которое впоследствии запретили, лично с ним более не общался. Даже на его репетициях не присутствовал.
Помню, что у многих актеров отношение к Унгуряну было ироничное, даже юмористическое. И дело не только в том, что актеры, как истые попугаи, передразнивали его молдавский акцент, а некоторым из них не нравилась аффектированная напыщенность режиссера и - скажем так - не удовлетворяли его режиссерские пояснения.
Вот такое сложилось у меня впечатление, но отношеняи актеров с режиссерами часто бывают конфликтными, и хрен разберешь, кто из них прав, вникать бесполезно.

Сейчас я вспоминаю спектакли Унгуряну, некоторые фрагменты, образы, сценические метафоры встают перед глазами: шинельное сукно "Святой святых", финал "Последнего свидания", неумолимо обнажающееся прострнаство сцены в "Докторе Стокмане" - и я прихожу квыводу, что только талантливый художник мог создать образы, которые так врезаются в память. Значит, Ион Унгуряну все-таки был одаренным режиссером.
Хотя, конечно, были у него и явные неудачи - то же "Обретение" по "Белой церкви" того же Друце. Слишком широко размахнулся, не хватило сил и масштаба, да и вообще на Малой сцене у Уенгуряну получалось лучше, чем на Большой. Если не считать "Последнего свидания", где он тем не менее ухитрился придать камерность и компактность самой запоминающейся сцене.
Вдобавок, "Обретению" в целом не повезло.

Что еще? После 1990-91 года Унгуряну вернулся в Молдавию, где его занесло в политику, был не только министром культуры, но и чуть ли не лидером какой-то партии, но это мне было неинтересно, я за этим не следил, ничего толком не знаю, да и знать не хочу.
Ион Спиридонович Унгуряну навсегда останется для меня режиссером - со своим стилем, своим почерком, своими особенностями и неповторимыми чертами. Он создал некоторое число произведений искусства - а это не каждому дано. Светлая память.

Приложение.
Я в своих дневниках бывал резок в оценках, не всегда справедлив к покойному. Но его постановки вызывали у меня живую реакцию, не оставляли равнодушным, а это главное

Тут есть про "Святую святых"
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6888163.html
Тут есть про "Обретение"
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6869506.html
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6901028.html
Доктор Стокман
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6717429.html
Tags: память, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Продвинутый люк

    Или приподнятый? Да как вам больше понравится. Там

  • Сирень. Романс

    Предыдущий повтор Романс «Сирень», подобно ряду других, таких как «У моего окна», очень близок эстетике символизма, хотя и не совпадает с нею…

  • Выборг. Монрепо. Прогулки по

    Предыдущая глава Тут теперь будет много разных видов и пейзажей, снятых в парке Монрепо. Вот, например, беседка. Она мне понадобилась как цель, до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments