Предыдущий пост сквозь годы Всё правильно я там написал. Провел ликбез, правда, не знаю, для кого. Видимо, делать мне было нечего, вот и решил немного пописать на разные гуманитарные темы. В том числе о Шекспире, которым я в свое время занимался серьёзно и профессионально. Да многое забыл уже теперь, а тогда еще что-то помнил. Forward! О Шекспире 8 января 2006 года Посмотрел мюзикл "Kiss me, Kate" по Культуре. Нормально, мюзикл по мотивам "Укрощения строптивой". И вот почему не поговорить о Шекспире. Моя бывшая специальность, как-никак. Итак. Никак не могу понять, откуда взялись разговоры, что он не писал своих трагедий, комедий и хроник. Дескать, мелкий актер. Ну и что? Плохой актер не может быть гениальным поэтом? Дескать, малообразованный и из бедной семьи. Да фигня! Отец его был вполне обеспеченный человек. Сам он получил нормальное школьное образование. И вообще, откуда взялся миф об особой образованности Шекспира-драматурга? Его пьесы как раз показывают весьма глубокое невежество. Особенно в европейской географии, тут у него все на фиг перепутано, море в Богемии (нынешняя Чехия), Иллирия (нынешняя Хорватия и Босния) на север от Италии и таких перлов не счесть, да неинтересно их коллекционировать. А между тем, все графья и лорды, которым приписывают авторство шекспировских произведений, Европу очень хорошо знали, много ездили, им было известно, где есть море, где север и где юг. Так что это четкий аргумент в пользу Шенкспира, а не против него. Видно, что автор нигде, кроме Англии, не бывал. Даже в Шотландии. У него часто упоминаются персонажи античной мифологии. Откуда их мог знать провинциал из городка Стратфорда? Да это ж в школе тогда проходили. Любой школьник знал Гермеса, Юпитера и прочих богов, и их "семейные" связи. То, что сейчас этого никто не знает, кроме специалистов, не значит, что это было всегда. И наконец. Шекспир - редкий случай - был гением, но он не сочинил НИ ОДНОГО собственного сюжета. Вся его драматургия - или, выражаясь по-современному, инсценировки Плутарха, итальянских новелл, хроник Холиншеда и прочих, или "римейки" уже ранее написанных пьес, как например, "Гамлет" и "Король Лир". Так что львиная доля мнимой образованности Шекспира - из первоисточников, перелагая которые для сцены. он тоже многое перепутал. Ну и, наконец, автор шекспировских пьес великолепно знал театр изнутри. Так что был скорее актером. чем лордом или графом... О Шекспире-2 8 января 2006 года Шум-то весь возник из-за того, что нет рукописей. Но они не могли сохраниться по определению. Дело в том, что у каждой труппы были свои драматурги. Шекспир всего лишь один из них. Цель этих драматургов была сочинять "блокбастеры", чтобы публика шла и спектакли приносили прибыль. Никаких понятий об авторском праве не существовало. Поэтому тексты удачных комедий и трагедий, а Шекспир был "кассовым" драматургом, его пьесы имели большой успех, держались в секрете от трупп-конкурентов. Рукописи, если и были, скорее всего, уничтожались, горели вовсю, вопреки расхожей булгаковской формуле. Конкуренты подсылали шпионов к соперникам, те сидели и по ходу спектакля стенографическим способом записывали текст. Потом этот текст издавался. Сильно искаженный. Такие издания назывались пиратскими. И уж тогда хозяин труппы давал добро на издание аутентичного текста. К тому времени спектакль уже сходил со сцены, а продажа текста популярной пьесы тоже приносила определенную прибыль. Между прочим, Шекспир был не просто мелким актером, но он стал еще и одним из "пайщиков", совладельцем театра, так что был заинтересован в этих прибылях. И совсем не заинтересован, чтобы текст его произведений публика узнавала до спектакля. Да и вообще он, как и все его коллеги, считал свои вещи для театра "низким жанром". Большинство драматургов и подумать не могли, что их пьесы будут нужны их потомкам. Другое дело - поэзия. Вот к "Сонетам" тот же Шекспир относился серьезно и надеялся, что они сохранятся в истории. А ведь эти его "Сонеты" в основном на редкость банальны и бледны, лишь немногие из них относятся к образцам высочайшей поэзии. Хотя гениальным поэтом Шекспир был, а гениальные поэты нередко бывают и не дворянского происхождения...