Режиссёр Михаил Ромм
Автор
сценария Алексей Каплер
В главных
ролях Борис Щукин
Николай Охлопков
Оператор Борис Волчек
Композитор Анатолий Александров
Кинокомпания «Мосфильм»
Длительность 105 мин
Страна
СССР
Язык русский
Год 7 ноября 1937
Режиссер Михаил Ромм. Фильм делали и в нем участвуют талантливые люди: сценарист Каплер, композитор Анатолий Александров (не путайте с Александром Александровым, автором гимна!), актеры Борис Щукин и Николай Охлопков (блестящая артистическая работа - его мифический рабочий Василий). От Щукина, кстати, впечатление двойственное, его Ленин смешной, несколько карикатурный, эдакий кургузый человечек, но за этой кургузостью чувствуется мощь. А также аморальность и пренебрежение к человеческой жизни - в сцене чтения письма брата мифического рабочего Василия из деревни, где обсуждается, что делать с помещиками, прогонять или убивать, и Ленин, узнав, что их уже поубивали, с улыбкой говорит: вот и хорошо!
В общем, эдакий кургузый маленький маньяк-людоед, который активно изображает "заботу о людях" на том самом рабочем Василии. Учитывая, что в фильме появляется в эпизоде совсем карикатурный Керенский, тоже похожий на маньяка, поневоле возникает мысль о "схватке маньяков".
Впрочем, рассуждать об исторической достоверности в связи с этим фильмом нелепо. Его несколько раз препарировали, меняя наше непредсказуемое прошлое, вырезая Сталина - и в результате в том варианте, что я смотрел, Сталина нет совсем. Что тоже противоречит исторической реальности.
А вот Троцкого - заочно, само собой, он в кадре не появляется - сделали противником вооруженного восстания, хотя он не просто не возражал, а самым активным образом организовывал переворот 25 октября, по сути дела выполняя функции рабочего Василия из кино, пока Ленин, разрабатывая планы, скрывался на подпольных квартирах.
Да фиг бы с ней, с историей. Если "Октябрь" Эйзенштейна воспринимается как мрачноватое фэнтези, то у Ромма вышел городской боевичок, типа полу-вестерн с лысым "ковбоем" в центре. Так его и надо воспринимать, абстрагируясь от исторических событий и знакомых с детства фамилий. Если попробовать, то смотрится гораздо лучше, хотя с Эйзенштейном все равно сравнить невозможно по общему впечатлению, но тут есть люди, характеры, живые фигуры, в чем преимущество этой картины.
Ну и хватит об ней.
Ой, чуть не забыл: в самом-самом конце фильма, в финальном кадре Ленин кидает зигу, делает типичный "римский жест", абслютнейший Heil.
Heil Lenin
Как вырезали Сталина
Мое кино