
Фильм Федерико Феллини, его кульминация и квинтэссенция. У любого другого художника это собрание сцен и эпизодов рассыпалось бы на составные части, местами превратилось в мелодраму, местами в фарс, порой почти непристойный, местами в гротеск, но у Феллини ничего подобного не случилось, он не просто сотворил свой кинематографический мир, это само собой, но в данном случае он создал свой особый, отдельный жанр, у которого нет названия, никакие заскорузлые кинокритики не могут обозначить этот незабываемый и неповторимый чудесный сплав лирики, комедии, драмы, слёз и смеха, да просто жизни, вольного течения человеческой жизни (посильнее всякого неореализма). При том, что отдельные эпизоды могут казаться фантастическими - павлин в снегу, белый буйвол в тумане, огни гигантского океанского лайнера посреди Адриатики (Феллини родом из Римини, как известно), эмир с гаремом в Гранд-отеле, сумасшедший дядя на дереве, да всего не перечислить, букв не хватит, пересказывать бесполезно.
Надо смотреть, вновь и вновь, как слушать оперы Верди, например. Только итальянцы смогли создать столько прекрасного и уникального в самых разных видах искусства в разные эпохи.
"Амаркорд" я впервые смотрел давным-давно в ДК "Правды", целиком, это потом в советском прокате вырезали "неприличные" эпизоды, ханжи вонючие. Картина меня тогда пленила на всю жизнь, и всякий раз после я смотрю ее снова как будто в первый раз. В том числе и потому, что между просмотрами делаю длительные перерывы.
Что тут еще можно сказать? В своем дневнике в 1983 году я написал, что "в "Амаркорде" структура фильма определялась сменой времен года и состояний природы". На более подробный рассказ, тем паче анализ, я тогда не решился. Это я верно заметил, действие фильма, якобы лишенное сюжетного стержня, плавно проходит сквозь времена года, начинаясь весной, продолжаясь летом, потом, зимой, потом снова весной. Мы видим цепочку событий, объединяющих провинциальный городок: карнавал проводов зимы, фашистский праздник (фашизм тут неприятный, противный, но не страшный, ибо пропущен сквозь ностальгическую дымку воспоминаний о детстве, да и в принципе в Италии он был, в основном, карнавальный), похороны, свадьба... Конечно, это не "смена состояний природы", а то, из чего состоит жизнь, и что умел вот так показывать, сохраняя чувство меры и гармонии в самых немыслимых и невозможных, казалось бы, коллизиях, едва ли не один Феллини.
Думаю, что достаточно, иначе я сейчас захлебнусь в сладкой патоке эпитетов, а ироничный и бесконечно остроумный Феллини (я снова несколько раз от души смеялся, особенно в школьных эпизодах) не заслужил этого напыщенного пиетета.
Еще




Музыка Нино Рота
Мое кино