Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Моя любимая актриса


Ольга Михайловна Яковлева. Также любимая актриса Анатолия Эфроса. То есть, любимая актриса любимого режиссера.
Очень любил ее в театре, в кино она снималась мало и редко, зато была прекрасна в телеспектаклях того же Эфроса. В этой моей любви не было ни капли чувственности, не тот случай, хотя, конечно, она не просто хорошая, тонкая и умная актриса, но и полна очарования.
Лично мы не знакомы, хотя я наблюдал за Ольгой Михайловной совсем близко во время репетиций в маленьком зале, куда Эфрос пускал всех желающих, была у него такая особенность. И я видел Яковлеву без грима и не при свете рампы, а в самые первые дни работы над ролью, в интимной обстановке творческой лаборатории, где она не произносила написанный тест, а обсуждала пьесу и просто общалась с режиссером и с коллегами, не только обсуждая готовящуюся обстановку, но и беседуя о жизни.
Многие актеры и актрисы в такой обстановке становятся неинтересными и заурядными, сцена или экран их "приподнимает", способствуют привлекательности, но здесь был не тот случай. Ольга Яковлева показала себя женщиной неглупой и даже, можно сказать, интеллигентной. В отличие от некоторых других, в том числе и замечательных мастеров, которых я называть не буду.
Всё это к чему? Сегодня у Ольги Яковлевой день рождения, круглая солидная дата, на которой не хочу сосредотачиваться, просто использую как предлог для разговора о любимой актрисе.
В конце 70-х - начале 80-х я видел всё, что она играла в театре, сначала на Малой Бронной, потом на Таганке, куда она перешла вслед за Эфросом, и где его довели до последнего инфаркта (отдельная грустная история, сейчас не будем углубляться). Она была своеобразным камертоном почти всех (за редкими-редкими исключениями) постановок своего режиссера, и в театре, и на телевидении, и на радио. И если Мастер иной раз допускал сбой и выдавал фальшивую ноту, то у Яковлевой как актрисы неудач не было. Я такого не помню. Даже ее помещица Коробочка в провальной постановке Эфроса по "Мёртвым душам" получилась ярким ироническим шедевром, хотя это, скажем прямо, не совсем ее роль, но Ольга Михайловна и тут нашла нужные краски.
Конечно, она не из тех актрис, которые могут сыграть абсолютно всё, да она и не пробовала, если опять-таки не считать Коробочку и проститутку Настю из "На дне", хотя эта героиня пьесы Горького, живущая в воображаемом мире, достойно дополнила галерею героинь Ольги Яковлевой: внешне изломанно-изысканных, сильных и страстных натур, как правило, с трагическим восприятием бытия, обусловленным жизненными реалиями. Но они вынуждены прятать, скрывать свою страстность и свои страсти, которые прорываются сквозь светски изысканную оболочку. Как Наталья Петровна из "Месяца в деревне" - кульминация, высший взлёт и Эфроса, и Яковлевой, я несколько раз смотрел спектакль, потом еще несколько раз телевизионный вариант, ослабленный, без Козакова, Олега Даля и Кореневой, но Ольга Яковлева там компенсировала любые потери, и финал того спектакля, около десяти минут без текста - безумно много для театра! - под 40-ю симфонию Моцарта - одно из самых сильных театральных впечатлений за всю мою жизнь, таких было еще два-три, но сейчас неуместно их упоминать. Это реквием по любви и надежде, конгениальный музыке и возносящий пьесу Тургенева на высоту почти трагедии.
А была еще Дездемона, которая, так уж получилось, компенсировала заметно более слабого Отелло и в одиночку противостояла гению зла Яго в исполнении Льва Дурова. Была потрясающая Жозефина в спектакле про Наполеона, о котором я тогда еще толково написал в своем дневнике, равно как и о Маше из "Трех сестер", постанове, не ставшей шедевром, как "Месяц в деревне", но Ольга Яковлева наполняла ее глубоким смыслом, и вот именно там подавленная страсть ее героини прорывалась, как языки пламени под уснувшим вулканом. Еще была удивительная главная героиня пьесы "Лето и дым" Теннесси Уильямса, как будто специально написанная для Ольги Михайловны. И тонкая, нежная, мужественная Селимена в "Мизантропе". Долго можно перечислять и восклицать, а вот показать - почти нечего. Хотя кое-что я нашел, а телеспектакли и радиопостановки Эфроса доступны в интернете, и их невозможно представить себе без Яковлевой. Там, ниже, я поместил их список.
Итак




Вторая половина спектакля "Месяц в деревне" с тем самым поразительным финалом

Жозефина. Наполеон - Михаил Ульянов



Из Отелло

"Воспоминание". Пьеса Арбузова. Репетиция спектакля с режиссером Анатолием Эфросом. У театральной афиши (1981). Там у Яковлевой была главная роль, я только ее помню, пьесу и спектакль забыл напрочь

"Марат, Лика и Леонидик". По пьесе Арбузова "Мой бедный Марат"

В этом Голубом огоньке Ольга Яковлева, совсем еще молодая, участвует вместе с мужем, знаменитым футболистом Игорем Нетто (я его не застал, судить не берусь, говорят, что очень хороший был нападающий), и произносит несколько фраз, умно, спокойно и по делу


Марат, Лика и Леонидик
Таня
Борис Годунов. Телеспектакль
Несколько слов в защиту Мольера
Мартин Иден. Радио
Незнакомка. Радио
Tags: прекрасное, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вновь я посетил Покровское-Стрешнево

    В продолжение прошлогоднего сюжета На сей раз ходил не к родинку, а в противоположном направлении - к храму Покрова Пресвятой Богородицы. Но до…

  • Песни Высоцкого. Жертва телевидения

    Предыдущая песня По-прежнему актуальная песня, тольо всё стало еще хуже и страшнее, огда на место телевизора пришел монитор или ноутбук с…

  • Дома Москвы. Дом Лопыревского

    На Арбате. В Калошином переулке. Отреставрированный. Лопыревский - это был такой архитектор. Тут про домик подробно написано. И он хорошо…

  • La Révolution française. Les Années lumière. Французская революция. Годы света

    Режиссер Робер Энрико. Фильм вышел в 1989 году, к 200-летию события. В нем снялись много хороших актеров, и не только французских: Питер Устинов…

  • My Blue Heaven

    Предыдущий повтор "Голубые небеса". Без всяких перверзных коннотаций! Автор песни - Джин Остин, american singer and songwriter, сочинил он ее в…

  • София Пилявская - 110

    Софья Станиславовна Пилявская. Замечательная актриса из МХАТовсих "стариков", прожила 88 лет, на закате славы блеснула в фильме "Покровские…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment