Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Век Юрия Любимова


100 лет со дня рождения Мастера. Когда Юрию Петровичу было 95 лет, и он трудился, не покладая рук, я о нем написал.
Воспроизведу снова, но несколько подредактирую и смягчу, ибо пять лет назад я был чересчур раздражен и оттого категоричен. Все равно многим не понравится то, что я напишу, но тут уж извините! Лживые лицемерные панегирики - не мой жанр.

Юрий Петрович Любимов был удивительным долгожителем. Он не посто прожил 97 лет, но до последних дней работал, работал и работал, ставил спектакли и в драматическом, и в музыкальном театре сразу. В 95 устроил скандал и, переругавшись с актерами, ушел из родной Таганки. Мятежный, просил бури, шумел, эпатировал, не желал угомониться...
И так - почти всю свою режиссерскую жизнь.
Дальше

Однако хочу признаться, что я не очень любил режиссера Юрия Любимова. Не слишком любил его театр, мне, как правило (были и исключения) не нравился созданный им сценический мир, его стиль, его художественный язык, его манера общения со зрителем. Меня раздражало его стремление перебрехтить Брехта, шершавый язык плаката, политическая конъюнктурность его спектаклей, то и дело возникавшие фиги в карманах...
Впрочем, это мои личные проблемы. Театр Любимова никогда не был мне близок. Но я никогда, ни одной секунды не сомневался в том, что он гений, один из столпов, "трех китов" - вместе с Анатолием Эфросом и Георгием Товстоноговым - на которых держался советский драматический театр 60-х - 70-х - 80-х годов ХХ века. Без Любимова и его Таганки ту эпоху ни представить себе, ни понять невозможно.

Мое знакомство с театром Любимова началось во второй половине 70-х годов. Я видел все его спектакли той поры - которые он ставил в СССР. Оговариваюсь специально, потому что Мастер успевал творить и за рубежами родины, что в конце концов привело к его конфликту с советской властью.
Правда, до 40 с лишним лет Юрий Петрович был успешным и популярным советским актером.
Поздний телеспектакль "Несколько слов в защиту господина де Мольера", в котором он играет Мольера, так как Эфрос чудом сумел его уговорить вспомнить первую профессию, показывает, что это был очень сильный актер, удивительно глубокий и тонкий, но в какой-то момент он решил начать "умирать" как исполнитель в других актерах

Любимов и актеры - отдельная сложная, противоречивая тема. С одной стороны, у него Таганке исполнители ролей часто сводились до функции, марионетки, с другой - именно там выросли Алла Демидова, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, многие другие очень хорошие актеры и, last but not least, Владимир Высоцкий.

Театр - это всегда конфликт, поле боя между актером и постановщиком, и без отдельных выдающихся исполнителей спектакли Любимова были бы невозможны, в то время, как почти вся остальная труппа служила материалом для массовки, что в конце концов, наверное, и привело его к неразрешимому конфликту с труппой.
Тот конфликт завершился поражением Мастера - в отличие от конфликта с государством, в котором Юрий Любимов победил советскую власть.
Много лет подряд он преодолевал тупость советской цензуры, потом ему это надоело, лишение гражданства было не его драмой, а драмой его актеров, оставшихся в СССР, но в перестройку этот идиотский конфликт был урегулирован, инцидент исчерпан, несколько ранее запрещенных спектаклей были восстановлены, Мастер вернулся и получил карт-бланш.

А я перестал ходить в театр. Поэтому могу рассуждать о театре Любимова только в давно прошедшем времени. Последний его спектакль, который я видел, "Маленькие трагедии" по Пушкину, был - на мой взгляд - чрезвычайно неудачным, он меня разочаровал и расстроил, тогда я решил, что гений "исписался", как и многие другие, да почти все советские художники, чей расцвет пришелся на 60-70-е годы ХХ века.
Несколько спорадических набегов в любимовскую часть театра на Таганке, который успел расколоться на две половинки и, по-моему, пребывал в состоянии художественной комы, только подтверждал мое предположение и впечатление, но Любимов выпекал спектакли, словно блины, один за другим, я видел лишь некоторые и отдельные, возможно, не самые удачные, поэтому не берусь судить...
Гений имеет право на провалы и неудачи, на увядание и отцветание.

Юрий Любимов создал столько настоящего в сфере театрального искусства, что останется навсегда в истории. Это уже не зависит ни от критиков, ни от властей, ни от конъюнктуры, ни от мнения отдельных людей. Век Любимова продолжается
Tags: гениальное, память, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пост сквозь годы. Про Наполеона

    Предыдущий пост сквозь годы Тут нечего добавлять или комментировать. Всё сказано предельно ясно и конкретно. Вот, читайте Наполеон_Тарле 24…

  • Дочь прокурора

    Баллада неизвестного автора. Замечательный образчик «судебной» песни. Вариантов «прокурорской дочери» множество. При этом во всех сохранилось одно и…

  • В подвалах Сити

    Водится вот такая бредовая скульптура. Или инсталляция? Или еще какая-то хрень. В общем, ваятельная каляка-маляка. Вон она

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments