Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Пост сквозь годы. Про странноватый фильм

Предыдущий пост сквозь годы
Странные вещи я там писал, хотя во многом правильные. Но и бредил немного.
Ну да, в общем, читайте

Жанр, которого не может быть

20 мая 2009 года


Посмотрел ночью фильм, название которого перевели на русский язык как "Расследование", а в оригинале - L'inchiesta или The Final Inquiry. В общем, - вот этот.

"Национальность" фильма определена непросто - США-Италия-Испания-Болгария, актеры есть отовсюду, starring Дольф Лундгрен, но по сути это чисто голливудский исторический фильм из жизни римлян и первых христиан. Самая мякотка этого несушествующего жанра. И прекрасный повод наконец об этом поговорить.

Начнем пожалуй.
Фильм видели не все. Рассказать его содержание вкратце - одно удовольствие.
Престарелый император Тиберий посылает своего "рейнджера", трибуна какого-то там легиона Тита Валерия Тавра в далекую Иудею: провести расследование загадочного исчезновения тела недавно казненного Иисуса из Назарета.
Тавр берет с собой верного раба, помощника и друга, германца Бриксоса с боевым топором (эту роль писали для Лундгрена).

В Иерусалиме наши сыщики поначалу скрываются от прокуратора Понтия Пилата, потом вступают в сложную борьбу с ним, так как тот натворил злоупотреблений и боится, что Тавр его разоблачит.
Рейнджер-трибун, помесь древнеримского Фандорина с ДжеймсБондом, вступает во всякие схватки в закоулках ночного Иерусалима и, естественно, влюбляется в девушку-христианку, причем не безответно.
Пилат тайно вставляет своему соплеменнику всякие палки в колеса. Девушку в конце концов забивает насмерть папаша-фарисей - за связь с язычником и чужеземцем. Но ее воскрешает Симон по прозвищу Петр, а Тавр с нею уходит к христианам.

На прощание Тавр пишет подробный отчет Тиберию: дескать, загадку исчезновения тела Иисуса он не раскрыл, но обнаружил секту последователей этого учителя, проповедующую "религию любви".
Тиберию эта новая религия очень нравится, он намеревается объявить ее государственной, однако находящийся рядом племянник - Гай Юлий цезарь Калигула - душит дядю подушкой. О подобной версии умервщления Тиберия рассказывается еще у Светония, но про христианство - ненаучная фантастика. Это если кто вдруг не в курсе.

Фильм отнюдь не безумно дорогой (не "Клеопатра" с Элизабет Тэйлор), но сделан четко и со вкусом. Костюмы, ритуалы, этнические принадлежности соблюдены, насколько мы можем судить. У них есть опыт и богатые традции.
У наших кинематографистов тоже есть опыт и традиции, однако сериал про Иоанна Грозного без слез смотреть невозможно. Эпизодический центурион Лонгин (его играет какой-то малоизвестный итальянский актер) из посредственной итало-американской картины смотрится достовернее Ивана Васильевича с Малютой Скуратовым и всеми боярами да царицами. Потому что халтура.

Но мне не нравится ни то, ни другое, ибо всё это - туфта. Историческая кинопродукция не может не быть туфтой. По определению. Особенно байопики - биографические фильмы, посвященные деятелям давно минувших дней.
Нет такого жанра - историческое кино. И быть не должно.

Историки могут честно сказать: не знаем, нет сведений, возможны версии и предположения. Кинорежиссер не может - ему надо заполнить лакуну, пробел, белое пятно.
При этом фактически невозможно добиться достоверности. Обязательно найдутся крючкотворы, которые скажут, что пуговицы на ширинке в XIV веке до нашей эры были в три раза крупнее, а сами ширинки застегивались в другую сторону.
Но если в фильме привлекают внимание такие подробности - значит, фильм неинтересный. Значит, его и быть не должно.
Если же фильм заставляет забывать об этих подробностях, и решительно наплевать, что обитатели Руси XIII-XIV века жарят картошку ("Андрей Рублев" Тарковского) - значит, фильм не исторический.
Tertium non datur. Вывод простой - никаких исторических фильмов не существует. Есть или кино или хрен знает что
Tags: история, фильмы-1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Время натюрмортов. Часы бумажные

    Два раза в день показывают правильное время. А больше и не нужно

  • Медведь (фильм, 1938)

    Режиссер Исидор Анненский. Это был его дебют, во что поверить трудно, уж очень зрелая, тонкая и умная работа. Я фильм видел, но давно, да его…

  • Руджеро Леонкавалло. Паяцы. Пролог

    Предыдущий повтор "Паяцы". Шедевр высочайшей пробы, не нуждается ни в рекламе, ни в восторженных всхлипах. Самое известное ариозо Канио я уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments